Сегодня я принял участие во встрече губернатора Астраханской области Александра Жилкина с блогерами. Впервые присутствовал на подобном мероприятии не как журналист, не как сотрудник его пресс-службы, не как пиарщик, а в качестве человека, для которого блог стал частью жизни и творчества.

Беседовали около двух часов. Большую часть, что вполне естественно, заняло выступление главы региона. Главная тема - предстоящие президентские выборы.

Одаренные дети

Открывая встречу ("блогосходкой" ну никак ее не могу назвать - не люблю слово "сходка" в принципе), А. Жилкин отметил, что для него работа с молодежью (спасибо, конечно, Сан Саныч, что до сих пор считаете меня молодым) - это отдельный проект, часть проводимой им молодежной, опять же, политики. Попросил на эту фразу не обижаться. По его словам, суть вовсе не в том, чтобы воспитать послушные "винтики". Подобные типажи, и я этим соглашусь, не нужно "воспитывать" или "растить". Их оттачивают. Чаще всего грубо, примитивно и жестко. Дабы получилось только то, что необходимо, и все - стандартные. Здесь все иначе. Дискуссия, диалог, разговор. Попытка донесли до блогеров-слушателей свою позицию. Без давления и дифференциации "кто не с нами - тот никто". Это импонирует.

Зачем нужен молодежный проект? "Показать, что сегодня модно быть успешным, иметь мозги. Не бухать и валяться, а стремиться придумывать и достигать", - примерно так Жилкин озвучил свою "глобальную цель" в работе с молодежью. Ну и, естественно, важно воспитать следующее поколение управленцев, которые могут затем самостоятельно принимать важные и ответственные решения. "У меня сегодня на контроле около 4,5 тысяч молодых людей по Астраханской области, - заметил губернатор. - Их, то есть вас, я называю "одаренные дети". На это я так же не стал обижаться. Все верно. Пока человек не реализовал хотя бы один проект, не прошел весь путь, от идеи до конечного "продукта", можно его считать ребенком. Образно, но верно.

Эти "одаренные" должны стать примером для тех, кто "плывет по течению", живет, не пытаясь что-то решить или осмыслить. И еще одна задача - именно они должны стать, в будущем, фундаментом среднего класса. Чтобы его было, как минимум, 60% населения России (или, по крайней мере, Астраханской области). Сегодня этот показатель, как известно, в разы меньше. Зато, по словам Жилкина, избыток агрессивных, потерявших себя в этой жизни, вечно всем недовольных. С такими кашу не сваришь и будущее не построишь. Только разрушать умеют и, как правило, именно они становятся, хоть сами выступают категорически против, теми самыми "винтиками", которых используют для достижения политических целей, а потом вышвыривают за ненадобностью.

Как же "сформировать себя", выражаясь словами губернатора? Нужно пройти, пропустить через себя все процессы, происходящие в обществе. Это, конечно, образное выражение. Жилкин поведал конкретику. Сам он в конце 1980-х - начале 1990-х годов, областной комсомольский вожак, очень органично воспринял идеи перестройки, затеянной Горбачевым. Поверил "ветру перемен", вступил вместе с с соратниками на политический путь. Давалось это непросто. Ржавая коммунистическая система менялась со страшным скрипом. Часто приходилось слышать нечто вроде "куда вы, сопляки, суетесь? Не ваше дело - политика, выборы". Но они шли напролом. Так Жилкин стал в 1988 году, пройдя горнило жарких дискуссий и жесткой критики, депутатом Верховного Совета РСФСР.

Кстати, губернатор не лукавит. Мне рассказывала одна знакомая, как в те годы он приезжал в микрорайон завода им. Ленина и в местном клубе встречался с молодежью. Среди прочего обсуждалась возможность свободной продажи земли, т.е. введения частной собственности. "Когда он заговорил об этом, я встала, - рассказывала знакомая, - и, как активная комсомолка, воспитанная на идеях социализма, резко ему заявила: какое ты имеешь право, засранец, говорить о том, чтобы сделать нашу советскую землю предметом купли-продажи?!". Мне за это ничего не было, кстати. Спокойно ушла домой, и потом даже не ругали". Ну, разве не показатель демократических преобразований и свободы слова?

Но без участия в этом сегодняшнего Жилкина просто бы не было. То же, считает он, необходимо делать молодым людям. Быть активными. В качестве примера назвал Александра Алымова, который баллотируется в депутаты Думы города Астрахани. "А ведь еще несколько лет назад был абсолютно радикализированной личностью, - отметил губернатор. - Зашоренный определенными идеологическими установками неких "товарищей", которые преследовали единственную цель - взять власть. Для них подобные молодые люди всегда были никем. Солдатами, которыми не жалко пожертвовать - новые найдутся". Зато теперь Алымов совершенно иная личность. "Пример для подражания?" - подумал я. Конечно, не сотвори себе кумира. Но активность его, - черта импонирующая.

"Нечестные" выборы

Выступая, затронул губернатор и такую острую тему, как выборы 4 декабря, которые многим показались (не безосновательно при том) нечестными, сфальсифицированными, подтасованными и т.п. По словам Жилкина, к тому, что происходило вокруг этого, он отнесся спокойно. И вовсе не потому, что такой безразличный. А потому, что давным-давно в истории России уже был подобный момент. Правда, тогда все закончилось очень-очень плохо.

У России почти век тому назад случились демократические выборы. Одной из первоочередных задач Временного правительства, сформированного после того, как царь Николай Второй добровольно покинул престол, был созыв Учредительного собрания. То есть народного парламента. Увы, чиновники слишком долго раскачивались. После свержения Временного правительства в октябре 1917 г. вопрос об Учредительном собрании стал для всех партий первостепенным. Большевики, опасаясь недовольства народа, так как идея созыва Учредительного собрания была очень популярна, ускорили намеченные выборы. 27 октября 1917 г, Совнарком принял и опубликовал за подписью В. И. Ленина постановление о проведении всеобщих выборов 12 ноября 1917 г.

Однако сразу после выборов оказалось, что у большевиков, замысливших выборы... не оказалось большинства. Первое заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. На нем присутствовало 410 депутатов; большинство принадлежало эсерам-центристам, большевики и левые эсеры имели 155 мандатов (38,5 %). Естественно, коммунисты с таким положением дел смириться не захотели. И разогнали Собрание к чертовой матери, устроив отстрел особо активных. Так началась кровавая, жуткая Гражданская война.

Почему же победило меньшинство, гордо именовавшее себя "большевиками"? По мнению Жилкина, причина одна: безумная, неконтролируемая никем и ничем агрессивность, наглость, бешеная жажда власти. Это в итоге привело к Гражданской войне и множеству жутких последствий: уничтожению среднего класса, интеллигенции и т.д. Сегодня, считает губернатор, ситуация похожа. Меньшинство, которых представляют участники многочисленных митингов в Москве и по другим городам, недовольны результатами выборов и хотели бы их отмены.

Возможно, добавлю от себя, у них и получилось бы хоть что-то. Только не судьба. Во-первых, нет лидера. Немцовы, Навальные, Явлинские и прочие - не Ленин в 1918-м. Каждый тащит одеяло на себя. Договориться не могут. Одни высказывания Немцова о "коллегах" чего стоят. Все у него то проститутки, то дебилы и т.п. Полагаю, что и о не остальные не лучшего мнения. Так за кем идти массам, которые недовольны? За безликой, но очень агрессивной кучкой людей, которые непонятно, что предлагают, кроме "весь мир насилья мы разрушим"?

"После 4 декабря я наблюдал за тем, что сделает верховная власть, - отметил Жилкин. - Она поступила правильно. Не пустила процессы на самотек, но и не стала их "глушить", хотя могла бы. В этом, считает губернатор, и заключается мудрость: сделать так, чтобы в третий раз не допустить в России Гражданской войны. Почему в третий, а не во второй?

Огурцы и сок березовый

Честно говоря, я несколько удивился, узнав о том, как Жилкин оценивает последствия своего участия в демократических преобразованиях 1991 года. Тех самых, которые он считает, по сути, второй Гражданской войной в России. Которая продолжалась всего три дня и могла стать жутким кошмаром, если бы члены ГКЧП пошли до конца, а легендарная "Альфа" взяла штурмом "белый дом", где укрывался Ельцин со сторонниками.

Там же, кстати, в эти три дня августовского путча был и Жилкин. Как он сам рассказал, "в клетчатых штанах, каком-то свитере" провел две ночи на крыше "белого дома" с автоматом в руках - плюнул на свое депутатство, гарантировавшее в те годы неплохой заработок, льготы и прочие привилегии, и пошел защищать демократию. А еще он поведал, как общался с танкистами Кантемировской дивизии, которых с полным боекомплектом пригнали уничтожать "белый дом". К счастью, тогда выстрелы гремели только в воздух. Кстати, от одного залпа Жилкина, по его словам, даже лишило сознания на несколько минут - настолько мощным был звук и впечатление.

И что потом? С ужасом защитники новой демократии наблюдали, как стремительно рухнул Советский Союз. Просто рассыпался, словно карточный домик. Трехдневная Гражданская война выбила из-под огромного здания последнюю сваю. И понеслось... Бывшие депутаты пребывали, словно в кошмарном сне: они сами хотели свободы, но никак не рассчитывали, что все зайдет настолько далеко и с непоправимыми последствиями. Которые, надо признать, аукаются нашему государству до сих пор, причем больно.

Кстати, а чего Жилкин побежал на крышу-то демократию защищать? Да потому что это был глоток свободы. Той самой, о которой мечтали с момента начала перестройки. "Заседания Верховного Совета СССР мы смотрели по центральному ТВ, как развлекательную передачу, - поведал губернатор. - Такого в стране прежде не было: острые выступления, критика, полемика. Свобода слова в чистом виде". Наслаждались, в общем, молодые люди.

Даже то, что пока шла перестройка, в стране как-то вдруг кончились продукты, их не смущало. По воспоминаниям Жилкина, в магазинчике возле астраханского пединститута, и это его всегда поражало, было два вида продуктов: маринованные огурцы ("причем, почему-то, толстенные") и березовый сок в трехлитровых банках. Купить треугольный пакет молока считалось удачей. "Докторскую" колбасу приобрести - большой удачей. А если ты "доставал" палку копченой или сервелата, тебе начинали завидовать". "Кстати, тогда, во времена дефицита, к новому году начинали готовиться за три-четыре месяца, чтобы не пойти и купить, а "достать", - добавил Жилкин.

Все это - последствия тех самых политических и экономических реформ, за которые так сражались молодые демократы.

Один-единственный

Я специально не стал писать много о том, что беседа губернатора с блогерами была посвящена, собственно, не рассказам Жилкина о мятежной юности. А грядущим выборам президента страны. Глава Астраханской области свою позицию обозначил четко: "Я буду поддерживать. Активно. Всячески. Встречаться с народом. Поддерживать кандидатуру Владимира Путина. Я - губернатор, представляющий "путинский призыв". Именно его команда начала в стране процессы, ведущие к ее обновлению. В том числе к формированию гражданского общества, о котором сегодня много говорят и на митингах оппозиции".

Вот такая встреча. Мне было интересно. Познавательно. Успел отвыкнуть от губернаторских словечек и его манеры о себе рассказывать. Что касается Путина, то я не стану прятать голову в песок и отнекиваться. У меня два аргумента. Во-первых, кроме него все равно нормальных кандидатов нет. Приход к власти любого другого - это *опа. Во-вторых, и это самое главное. После этих слов можете считать, что я "прогнулся". Плевать на такие высказывания. Я доверяю губернатору. Он попросил его поддержать, как и тогда, 4 декабря. Не вижу причин сказать "нет".

Константин Гаранин,

Koygore.livejournal.com