Астраханское эхо гражданской войны

Не так давно в Астрахани открылся памятник казакам, почему-то защитникам. Памятник представляет собой, собственно, небольшого такого мужичка с оголённой шашкой и усами. Прямо себе представил, как он этой шашкой всех недовольных отправляет на тот свет в качестве врагов веры, Царя и Отечества. Что ж, давайте вместе вспоминать, что и как было, почему так было, что получилось сейчас.


Итак, значит, у них была вера, царь и Отечество. Но начну я по традиции с футбола. Сижу я на стадионе, смотрю игру футбольного клуба «Астрахань». Что-то вот просто захотелось сходить на «мячик», ну и пошёл. Между таймами включают музыку и весь перерыв она играет. На этот раз включили песню «Не для меня». Это такая заупокойная песня, от которой сразу чувствуется запах полыни кладбищенской, видны кресты и ограды. Почему это я должен слушать на стадионе? Коли включили казацкую песню, так включите и песню красноармейцев, хотя бы из «Неуловимых мстителей». Песня «Не для меня» – это песня лузеров. Мало того, что их всех убили, так теперь совершенно посторонние люди пытаются играть на теме казачества, но у них не особо это выходит и восстановить былое раздолье не получается. В общем, мотивом для написания стала песня «Не для меня». Песня самоубийцы с того света, если можно так выразиться.


Казаки были надёжной опорой царя перед самой кончиной Российской империи в 1917 году. До этого была проиграна с треском война Японии, а под самый занавес Николай Второй попёр войной на Германию, которая, в общем-то, ничего на тот момент плохого Российской Империи не сделала. Денег катастрофически не хватало, обычные люди жили в ужасающих условиях и были вынуждены пахать с рассвета до ночи, чтобы элементарно прокормиться и прокормить семью. Всех несогласных просто расстреливали из пулемётов (этим пробавлялась армия), вешали (этим занималась «Чёрная сотня» – радикальные монархисты) или просто вот так вот рубили шашками (казачество). Из Николая Второго управленец был великолепный, да и сама конструкция Империи не подразумевала ничего, кроме краха, который был изначально заложен в ней миной замедленного действия. Теперь перейдём к рассмотрению проблемы поближе.


Когда в российской имперской армии было отменено обязательное причастие, от него отказались 92% военнослужащих. То есть с верой мы разобрались. После веры следующим пунктом «за» у казачества идёт царь. Напоминаю: по состоянию на 7 ноября 1917 года Николай Второй никаким царём не являлся. Он самолично безо всякого давления отказался от трона в пользу своего брата. Но Николай Второй для гораздо больших людей уже был символом крови. Взять хотя бы Кровавое воскресенье, расстрел мирной демонстрации с пулемётов, давку на Ходынском поле. На момент Октябрьской революции Николай Второй был обычным гражданином Империи без определённого рода деятельности и под арестом, но с семьёй, прислугой и врачом. Он отказался от трона, передал эстафетную палочку брату, а тот, поняв к чему всё это идёт, от трона отказался, как чёрт от ладана. В итоге их всех расстреляли.


Ещё казаки выступали за Отечество. Так, например, в 1919 году в Астрахани контрреволюционеры устроили бунт. Начали махать шашками, резать всех подряд. Это казакам лавры Пугачёва и Разина не давали покоя. Но те хотя бы по справедливости жили и судили. Здесь же эти ребята просто устроили бойню, то есть масакру. Угомонить это пришлось жёстко и на этот раз навсегда. В результате казачество в Астрахани было полностью уничтожено. Всё, что связывало Астрахань и казачество, было уничтожено. Казалось бы, навсегда.


Реакция началась в 90-е. Сначала убрали памятник в Кремле защитникам города, сменив его на какую-то белиберду со специально нечитаемым текстом. Чудом сохранилась табличка у входа в Кремль, на которой просто и ясно написано всё, что нужно знать о казачестве Астрахани.


Но всегда есть те, кто на ровном месте заработает копейку. Из воздуха сделает копейку. Из всего сделает копейку и оставит тебя без штанов. Вот такие вот товарищи устроили костюмированное шоу и теперь представляют себя теми, кем они никогда не были – ну как у папы и мамы, членов КПСС мог родиться казак? Откуда, от соседа что ли? Но и от соседа не мог – всех уничтожили тогда более, чем полностью. Посмотрите архивы – всех зачистили абсолютно. А это какие-то фанаты костюмированных шоу вдруг решили, что они казаки. Извините, но слоны к мамонтам имеют хоть какое-то отношение, а у большинства казаков ни флага, ни родины, зато вся родня была в коммунистах. Знаем мы таких: при смене власти просто меняй головной убор, как в фильме «Свадьба в малиновке».


Верхушка казачья таким образом умело снимает сливки с этой темы. Даже деньги какие-то выделяются, даже корпус открыли кадетский, но можно назвать «Запорожец» «Мерседесом» или «Ауди», а «Волгой» ему всё равно не стать. Опять же, было бы чем гордиться и к чему стремиться! Но ведь казаки играют в тех настоящих казаков, которые по-настоящему слили и веру, и царя, и Отечество. То есть либо умерли при убийстве мирных граждан от рук защитников Астрахани, либо поджали хвост и убежали, куда глаза глядят. То есть продолжать традиции тех, кто замарал своё название, по меньшей мере, странно! А учитывая то, что по крови это не потомки, то вообще становится непонятным – зачем?


И теперь стоит казак-памятник, оголив шашку, смотрит на музей Боевой славы. А это не просто музей, а бывшая их малина. Там они получали приказы, оттуда выходили в город убивать астраханцев. И стоит эта кукла вуду, а зайти не может. И не зайдёт никогда. Всё же история хоть и жестокая вещь, но с юмором и справедливостью – в спину казачку, сиротливо смотрящему на свой бывший штаб, в спину убийце смотрит... памятник защитникам Астрахани! Да-да, тот самый памятник в Братском саду, названный так в честь астраханцев, погибших при защите города во время гражданской войны. Они похоронены в Братской могиле. Сверху установлен памятник. Он стоит и... смотрит в спину казачку. И винтовка невзначай смотрит казачку в спину. И промахнуться тяжело – получается перекрестие как раз из самой скульптурной композиции казакам. Что ж, город по-прежнему под защитой героев, положивших души и тело на алтарь свободы. С тех пор в Астрахани людей никто не расстреливал и шашками не рубил. Спасибо им за это. Многие из них лежат сейчас на Старом кладбище в могилах с памятниками. Памятников казакам на Старом кладбище я не обнаружил. Время расставило все точки над «i».


А памятник правильно поставили – нужно помнить и знать историю Астрахани, чтобы никогда не повторилось вновь то, что пережил город. Не для тебя придёт весна, не для тебя Дон разольётся.


Радомир Велесов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 39 (649)

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов