После того, как США применили атомное оружие в 1945 году против Японии, - СССР , как общеизвестный оплот мира, стал усиленно развивать и наращивать ядерное вооружение.

С 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468 ядерных испытаний. Было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний (т. н. «НЦР» — неполные цепные реакции). Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных за период 1949-63 годы на Семипалатинском полигоне, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

В те годы еще не знали в полной степени об опасности для здоровья радиации, поэтому лишь 10 января 2002 года был принят федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Статья 1 этого Закона говорит: «Гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом»...

Почти за пятьдесят лет до этого — в 1959 году в Семипалатинск с женой и трехлетней дочерью Леной прибыл молодой офицер Ф.М.Лысов. Он еще не знал, что служба Родине аукнется тяжелыми заболеваниями, страданиями и слепотой.

Елена проживала в Семипалатинсе с 1959 по 1973 год и поэтому имела право на получение удостоверения о праве на льготы как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Но не тут то было. Ей удалось получить справку, что она училась в семипалатинской школе с 1964 по 1973 г.г., но справки о пребывании в Семипалатинске с 1959 года по 1964 год- нет. В эти годы Елена посещала детский сад, но справки об этом факте получить не удалось — на просторах бывшего СССР теряются сведения и более важные. На основании этого министерство социального развития и труда Астраханской области отказало Елене в выдаче Удостоверения.

Где логика этого отказа? Где мог еще быть ребенок с 3 до 7 летнего возраста, если не с родителями, проживающими в Семипалатинске( что документально подтверждается)? И если до семилетнего возраста она проживала где-то за пределами Семипалатинска, почему в первый класс пошла именно в семипалатинскую школу?

Но эти вопросы мало интересуют чиновников из минсоцразвития и труда области. Для них справка важнее человека.

Автандил Камикадзе,

"Факт и компромат" № 38, 01.12.10.