В настоящее время астраханские школы формируют списки будущих первоклашек. О том, с какими трудностями им придется столкнуться в новом учебном году, можно получить представление уже сейчас. Городской комитет по образованию и науке изучил психологическое и физическое состояние первоклашек 2008 года и пришел к неутешительным выводам. Для большинства школа становится постоянным источником стресса, а каждый четвертый ее просто ненавидит.

ШКОЛЬНЫЕ ХРОНИКИ

Исследование проводилось в астраханских средних и экспериментальных начальных школах полного дня.

Результаты исследования настораживают. Прежде всего оно показало, что среди школьников этого года почти нет здоровых. Около 70% ребят имеют хронические заболевания (чаще всего сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата).

Вместе с тем больше половины первоклашек были не готовы к школе интеллектуально. И дело вовсе не в приобретении до 1 сентября хороших навыков чтения и письма. Куда большим упущением специалисты считают низкий уровень развития мыслительных процессов и памяти.

Причин столь грустной картины много. И прежде всего это отсутствие преемственности в работе детских садов и школ.

— Дело в том, что в садиках больше развивают образное мышление, воображение детей, преподносят материал в ярких картинках, забывая о развитии слухового восприятия. А без него весь проговариваемый на уроках материал дети просто не улавливают, — поясняет руководитель Городской психологической службы Наталья Сулейманова.

ПОВЕДЕНИЕ ХРОМАЕТ, МОТИВАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ

Как оказалось, очень небольшое число детей имеет представление о том, как вести себя в школе. Некоторые просто не могут себя контролировать.

— Встать во время урока и пойти к парте в другом конце класса, чтобы передать привет другу, у нынешних первоклашек обычное дело, — рассказывает Наталья Сулейманова.

Учителя начальных классов рассказали о вовсе курьезных случаях. В средней школе №19 в сентябре этого года мальчик прямо во время урока уселся, положив ноги на парту, и даже после нескольких замечаний отказывался сесть правильно. Другой малолетний школяр в туалете устроил «душ» одноклассникам, справляя малую нужду на них, стены и немало веселясь при этом.

Педагоги винят в столь грубых нарушениях общепринятых правил поведения, конечно, родителей. И они во многом правы Сейчас, когда многие взрослые вынуждены с утра до ночи добывать средства на жизнь, распространенным явлением стало «сиротство при живых родителях».

— Я работаю по 12 часов в день поваром в кафе. Получаю 200 рублей в день. За дочерью присматривает моя бабушка, которая по дому-то с трудом передвигается, — жалуется астраханка Елена Ширяева, жизненную ситуацию которой можно назвать типичной. Ведь ребенка нужно не только учить, но и кормить.

Кроме того, исследование показало, что у половины детей не сформирована желанная педагогами учебная мотивация. В школу многие ребята идут поиграть, пообщаться с одноклассниками, побаловаться и похвастаться новым рюкзаком, пеналом или прочими неизвестными ранее атрибутами школьной жизни. Но никак не учиться. О том, что нужно делать на уроке, кто такой учитель, первоклассники имеют смутное представление.

— В таких условиях не могут полноценно работать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, — комментирует Наталья Сулейманова. — Следовательно, требовать от ребенка хорошей учебы, замечательных оценок и примерного поведения нельзя. Плюс ко всему у четверти детей при мысли об учебе портится настроение, и вообще школа вызывает стойкий негатив.

БЕРЕЖЕМ ДЕТСКИЕ НЕРВЫ

Исследование Психолого-педагогического центра показало также, что и с нервами у наших первоклассников не все в порядке. Каждый четвертый ребенок ежедневно испытывает сильное перевозбуждение - следствие работы на пределе возможностей. У каждого десятого обнаруживается хроническое переутомление.

Часто неспособности детей соответствовать правилам и требованиям школы сопутствует распространенный диагноз невропатолога - синдром гиперактивности и дефицит внимания (СГДВ). Дети с такой дисфункцией нервной системы подвижны, как ртуть: они не могут усидеть на месте, импульсивны беспокойны. В школе ребенок, лечением которого не занимались как правило, мешает учителям, «нарывается» на замечания, отвлекает одноклассников. Результат - плохая учеба и неудовлетворительное поведение. Обнаружить признаки СГДВ и обратиться за помощью к специалисту желательно как можно раньше. Лет этак с четырех такому ребенку нужно лечиться у врача и консультироваться у психолога. За помощью можно обратиться по телефону Городского психолого-педагогического центра 22-15-33.

Анастасия ДМИТРИЕВА, "Хронометр-Астрахань" №16 от 21.04.09.