У каждого министерства свои определённые задачи и функции. У одних эти функции просто обозначены названием их направления деятельности, у других само название прямо указывает на конкретную созидательную деятельность.

Министерство экономического развития Астраханской области долгие годы, как могло, развивало нашу экономику целой командой профессионалов, часть из которых были вовсе из молодых да ранних.

Этот дружный коллектив три года находился под управлением одного человека, твёрдо держащего курс на то самое развитие. Экономическое. Сложно сказать, был ли тот путь труден или давался легко нашим благодетелям, но вот уже прошло несколько месяцев, когда ведомство осиротело без своего кормчего, без Аскара Кабикеева. Бывший министр не стал дожидаться других причин увольнения, о которых даже не хочется говорить, а добровольно сложил полномочия и стал, как и многие астраханцы, обычным газпромовцем. Правда, на работу в автобусе и электричке до АГПЗ ездить не приходится, ведь у этого газового монополиста много смежных структур в самой Астрахани. Нашлось место и бывшему министру – получил соответствующий своему опыту работы пост начальника в Газпромбанке. Видимо, он сделал всё, что мог на экономическом поприще, выполнив свою общественно полезную миссию. А годы выдались на славу хороши, пока кризис не грянул, да и при нём финансовая помощь центра региону существенно помогла в преодолении мирового кризиса в нашей отдельно взятой области, которая, увы, так и не вышла из числа субсидируемых регионов. То есть работаем даже не в ноль, а в минус. О том, чтобы перейти на самодостаточность, пока не может идти речи, а о статусе региона-донора приходится только мечтать в самых светлых, детских фантазиях.

Да и о каком экономическом развитии может идти речь, пока 170 тысяч астраханцев официально нигде не работают и при этом не числятся в службе занятости, то есть они работают в лучшем случае неофициально, а в худшем - попросту нелегально.

Продуктовый рынок на улице Бэра. Открыты лишь 10% прилавков и ларьков. Не рынок даже получается, а отдел в супермаркете. Но стоит подойти ближе к этому самому «супермаркету», как напротив него стоит порядка тридцати продавцов рыбы, овощей, фруктов. У кого что есть, тем и торгуют. Спокойно, по-старому, с пола, без чеков. Зато получается немного дешевле, чем в магазине, т.к. магазину приходится платить зарплату персоналу, арендную плату и «банальные» налоги, от которых и пополняется казна. Никто им не мешает. Вроде бы пусть себе торгуют люди, так почему не создать для них условия на рынке, а если условия действительно созданы, значит, они банально уклоняются от уплаты налогов, а кто за этим должен хозяйством следить? Налоговая такой мелочью не занимается, но создавать условия должно профильное ведомство, коли у нас всё строят средний класс. Вот он наш астраханский средний класс – предприимчивые люди, работающие на себя и на того парня, что не мешает им работать на себя за скромный гешефт да хоть бы из тех же продуктов, коими и торгуют. Это только один пример, потому что обсуждать крупные рынки, смысла просто нет. По сути, были созданы идеальные условия для создания целого кластера такого рода торговли, от которого больше головной боли населению, не говоря уже про превращение водоёмов в помойки для отходов трудовой торговой деятельности. Сколько в этих чёрных дырах вращается не менее чёрных денег, никому неизвестно, даже самим участникам этого волшебного рынка, а сколько в связи с этим упущенной прибыли, недополученных налогов, которые могли пойти на это самое развитие?

Но нелегальная торговля, окрепшая в тучные годы не беспокоит экономику так чтобы сильно: подумаешь, ну там какие-то миллионы мимо гуляют, ну так у нас базы отдыха зато работают, деньги платят. И с этим нельзя не согласиться, ведь несколько баз платит налоги. Всего официальных около сорока, при этом лишь у первой пятёрки цифры выглядят правдоподобно, т.к. большинство работают тупо в ноль: заработали миллион за год и потратили на бизнес столько же. Несколько сотен баз работают за здорово живёшь, лишь бы людям приятное сделать. Турист приехал, на базе нелегальной отдохнул или на легальной, работающей в ноль, закупился «с земли» дарами земель и рек и уехал – спасибо большое, приезжай ещё. С таким подходом можно миллионами туристов звать. Толку от них не будет нам никакого, зато станет больше людей, а значит больше грязи, больше изношенных дорог, больше нагрузки на системы жизнеобеспечения, которые мы, астраханцы, дружно оплатим за свой счёт. Всё это незаметно закладывается в счета, оплачиваемые нами аккуратно – 95% астраханцев платят в срок. Весёлое дело получается. Могла бы выручить промышленность, но за последнее время на территории бывших заводов строят торговые центры, приносящие доход на добавочную стоимость, что есть копейки в сравнении с производственной отдачей. В таком случае можно бы было привлекать иностранные инвестиции. Такие, чего и говорить, были. Целых $4,5 миллиона набежало за год. По 4,5 доллара на каждого из миллиона астраханцев. Много это или мало, не нам судить, но как-то несерьезно получается. Совокупных иностранных инвестиций хватило бы только на строительство дороги, как проект улицы Татищева. Это на всю область столько получилось инвестиций.

Но ведь всегда можно пополнить казну алкоголем, акцизами, стало быть. Так ещё с царских времён делали. Да, алкоголь приносит отличную прибыль. И если раньше ночью алкогольные напитки продавали и пробивали в чеке, то сейчас вам всё пробьют, а бутылочку водочки или коньячка утаят. Кто-то записывает в тетрадку, а утром пробивает общий чек, где некий покупатель ровно в десять утра купил четыре ящика водки, ящик коньяка, пару коробок коктейлей. И покупатель этот заядлый алкаш, коли он приходит каждый день утром, когда алкоголь крепкий и его продажа перестаёт быть противозаконным делом. Многие, однако, вовсе не пробивают в чеках ночной алкоголь, а разницу в налогах отправляют работать в экономики своих регионов, а то и стран. В конце концов, раньше мы жили в одной стране, поэтому какая разница и какой может быть разговор о том, чтобы душить финансовые инициативы бывших соотечественников, становящихся нашими соотечественниками снова.

Просто меня лично очень тронуло обращение бывшего министра через свой блог в Живом Журнале, в котором он так представил свою работу, словно сделали всё, всё, что было в их силах, и пришло время уходить. Так, может, стоило бы доделать работу или хотя бы не останавливаться, ведь такими экономическими темпами мы ещё будем не один десяток лет тонуть на хвосте у Федерации. Всё же у субсидируемых регионов меньше пространства для манёвра при принятии важных решений, касающихся непосредственно областных интересов. Да и жалкие инвестиции говорят сами за себя – не идут сюда деньги, а отсюда уходят. Местное производство сегодня есть подобие былой мощи. Транспортная сеть не выдерживает критики. Порты хорошо просматриваются за отсутствием кораблей у причальной стенки. В такой ситуации нужно создавать ещё пять министерств экономического развития, чтобы хватило людей, грамотно организующих процесс, заставляя все финансовые институты работать слаженно. Или суть министерства состоит в наработке солидного с точки зрения званий и регалий опыта с последующим переходом в более спокойные и благополучные с финансовой точки зрения места? Конечно, Газпрому не светит стать субсидируемым субъектом, стало быть, деньги не переведутся. Это вам не экономику региона поднимать. Но тогда зачем было начинать этот путь, прерванный на том самом интересном месте – работать ещё и работать. В конце концов, банковскую карьеру можно было начать непосредственно в банке, минуя годы управления локомотивом астраханской экономики, зашедшим в итоге не иначе, чем на запасной путь. Новой команде экономических ускорителей досталось крепкое хозяйство, в котором разбираться придётся не иначе, как те же восемь лет. А там можно воспользоваться практикой своего предшественника и уйти в скучный банк. Пока же скучно точно не будет.

Ильдар Каратагандаев,

"Факт и компромат" № 44, 7.12.2012 г.