В утренние часы вовремя попасть на работу астраханцам без личного транспорта становится практически невозможным.
На переполненных остановках конкуренция и толкотня. Тысячи наших земляков используют маршрутные такси. Их вместимость, мягко говоря, ограничена. Максимум семнадцать человек можно впихнуть.
Многим горожанам знакомо это ежедневное утреннее наблюдение - когда маршрутка останавливается, а там, согнувшись на ступеньках, пассажиры с выпяченными в окна своими мягкими местами. Держатся, что есть силы, за поручни и друг за друга. Унижением для пассажира являются и сами стандартные габариты большинства опостылевших газелей. Заходишь – будто в гоблинскую пещеру пробираешься, в нору какую-то, и при этом ещё и кланяешься, будто в храм входишь, но испытываешь при этом одну только неприязнь к тесноте и необходимости туда заходить. Хорошо, если есть хоть одно местечко!
Судорогой сводит суставы, если так и не пришлось в течение поездки присесть. Сгорбившись, стоишь со склоненной головой, изгиб шеи ближе к потолку, и мысль только одна – когда же, наконец, кто-нибудь выйдет и освободит своё тело от кресла.
Все водители астраханских маршруток знают, что лишние пассажиры в салоне – это нарушение, поэтому старательно предупреждают запихнутую на очередной остановке партию бедолаг о том, как следует лучше расположиться внутри, чтобы быть менее заметными для сотрудников Управления ГИБДД УМВД России по Астраханской области.
Пассажиры участливо кивают головами, ищут промежутки и пространства для новеньких, понимая, что если в дороге произойдёт ещё хотя бы одна задержка, то они точно опоздают. Поэтому солидарность – основное правило утренней поездки. Без этого ни одна маршрутка и с места не сдвинется. А тут ещё и привычные городские пробки.
По всему видно, что пробки в Астрахани год от года становятся всё более вязкими. Всё больше астраханцев выучивается для получения водительских прав, дабы больше не унижаться теснотой и затхлостью. В личном авто и пробку гораздо легче пережить, и подсаживать никого не надо, и объехать можно куда удобнее и быстрее. Но чем больше транспорта, тем более слабеет эффект скорости транспортного передвижения. В итоге утренняя Каспийская столица подчас превращается в сплошной кисель. Та же история и в вечерние часы – когда все, отметившись на работе, возвращаются в вечерний уют. Только отличие лишь в том, что теперь маршруточники понимают, что горожане спешат уже не так яростно, как утром, поэтому уже и не стараются впихнуть всех желающих. Да и пассажиры на остановках делаются после рабочего дня гораздо избирательней. И постепенно, к восьми часам вечера городские остановки плавно пустеют. А уже потом наступают «комендантские» часы. Люди, зная об этом, стараются ко времени постепенного запустения дорожных артерий города оказаться, по крайней мере, в своём районе. После 21 часа от любого астраханца можно услышать совершенно всем, кроме иногородних, понятную фразу о том, что уже можно и не уехать. В это время на дорогах наступает окончательное господство личного транспорта и такси.
Труднее всего приходится тем, кто вынужден пытаться уехать с остановок, расположенных в средней части маршрутного пути. Даже в самые ранние часы – в шесть, семь часов утра это уже давно стало в нашем городе настоящей проблемой. Да и большинство водителей давно уже не стремится работать в режиме самых ранних и поздних поездок. Жители Астрахани на этот случай всё чаще обращаются к услугам таксистов. Например, если необходимо попасть вовремя в аэропорт или добраться с вокзала.
Вопрос передвижения по городу к настоящему моменту встал ребром и требует неотложного решения. Большинство горожан склоняются к идее замены всех маршрутных такси регулярным и более габаритным общественным транспортом. Пусть он в утренние и вечерние часы будет ходить более регулярно, например, раз в четверть часа. В обеденное время, когда остановки значительно пустеют - получасовые перерывы, к которым жители быстро привыкнут и будут ориентироваться на это время. Маршрутки же с их лихачами-водителями, с бесконечной толкотней и теснотой пусть растают, как призрачный сон, который слишком затянулся. А вот обозначения и количество рейсов пусть останется таким же, какое уже сложилось. Астраханцы привыкли к этому, ведь проблема трамваев, автобусов и троллейбусов именно в том и заключалась, что ходили они по строго определенным основным линиям, не позволявшим охватить город более полно. Хотя, скорее всего, и в этом пункте понадобится значительный пересмотр.
Другой вопрос, куда девать армию водителей маршруток с их техникой. Часть можно, конечно, как и задумывалось, переправить на пригородные рейсы, для других может подойти разработка гибкой безрейсовой схемы провоза пассажиров наподобие той, что установилась сейчас в услуге таксистской перевозки. Кто-то может переквалифицироваться в велорикши - экологически чистый и всюду проникающий вид транспорта, который стал популярен в таких туристических центрах, как, к примеру, Санкт-Петербург.
Но то, что существующая транспортная система в Астрахани оставаться такой не может – уже стало абсолютно ясным для всех.
Никита Варшавский,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 36 (545), 20.09.2013 г.