Ирина Страшко: «Цвет звучащий» изменил астраханские музеи

В Астраханской картинной галерее прошёл круглый стол «Проект «Цвет звучащий»: итоги и перспективы», ставший отчётом о реализации проекта Догадинки и её партнёров, отделения Всероссийского общества глухих и школы-интерната №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. AST-NEWS.ru встретился с заведующей отдела отечественного искусства галереи Ириной Страшко – руководителем инклюзивного проекта «Цвет звучащий», победившего в конкурсе «Музей 4.0» с благотворительной программой «Музей без границ» фонда Владимира Потанина.

– Ирина Владимировна, расскажите о проекте и перспективах для его участников. С чего всё началось?

– Проект «Цвет звучащий», направленный на работу с неслышащими и слабослышащими людьми, помог привлечь новую аудиторию в нашу галерею и в другие местные музеи.

В подобном масштабе такая деятельность у нас никогда не велась. До этого были лишь отдельные экскурсии: мы приглашали на благотворительные мероприятия воспитанников школы-интерната №3, где учатся ребята, имеющие проблемы со слухом и нарушением речи.

Для участия в проекте мы подали заявку по направлению «Новые вызовы». Действительно, для картинной галереи это стало своеобразным вызовом, потому что работа с особенными людьми подразумевает особый подход. Музей может пригласить неслышащих только если к этому готов. Мы должны первыми протянуть руку, сделав музей не просто доступным, но и интересным для людей, ранее там не бывавших. Когда я беседовала с председателем регионального отделения Всероссийского общества глухих Татьяной Борисовой, она сказала, что члены ВОГ не ходят в музеи, потому что им там неинтересно.

IMG_2763.JPG

– Сколько астраханцев имеет инвалидность по слуху?

– Полторы тысячи человек. Каждый из них имеет право пользоваться всеми благами цивилизации –например, свободно ходить в музеи наравне с другими посетителями, не чувствуя себя обделёнными.

– Вы работали с глухими посетителями всех возрастов?

– «Цвет звучащий» состоит из двух направлений: обустройства музейного пространства и работы с разновозрастной аудиторией.

Два учебных года дети ежемесячно в составе постоянной группы приходили на музейные занятия. Мы и ранее приглашали воспитанников школы-интерната №3 на ознакомительные экскурсии. А благодаря проекту они приходили к нам регулярно получать знания по искусству и развивать художественные способности.

Они придумывали и создавали костюмы и декорации для школьного спектакля. Первый год слабослышащие школьники выступали в роли художников, на следующий год стали актёрами. Дети с тяжёлыми нарушениями речи, уже попробовавшие себя на сцене, приобщались к профессии художника-оформителя спектакля. У ребят раскрылись творческие способности, позволяющие им в дальнейшем заниматься в художественной школе.

3 (2).jpg

Они получили не только опыт, но и эмоциональный заряд на долгие годы. В результате нашего взаимодействия создалась модель занятий, когда экскурсии проходят в интерактивном формате. Дети с увлечением включались в процесс: разыгрывали сценки, увиденные на картинах, работали в группах, разгадывали загадки, отвечали на вопросы. Не менее интересной оказалась практика – с ребятами занимался профессиональный художник. Мы провели выставку их работ и напечатали открытки с их изображением. Получилось целенаправленное погружение в музейную жизнь.

А столкнувшись со взрослой аудиторией проекта, обнаружили, что эти люди, за редким исключением, никогда не были в музее. Часто проходили мимо нашего здания, не зная, что это картинная галерея.

Первое, что предложили – адаптированные на русский жестовый язык экскурсии. Отметили большой интерес. Вскоре образовалась группа любителей искусства. По их инициативе стали посещать временные выставки Догадинки, пошли в филиалы – дом-музей Хлебникова, Кустодиева, дом купца Тетюшинова, посетили кремль.

Мы решили проводить для участников проекта творческие встречи с художниками, персональные выставки которых проходят в музее. Наши художники рассказывали о своём творчестве и проводили бесплатные мастер-классы. Результатом стала выставка работ, созданных участниками проекта. Неслышащие и слабослышащие открыли новую, ранее неизвестную им сторону жизни.

IMG_8763.jpg

– Расскажите о созданной у вас «Школе неслышащего экскурсовода».

– Она стала апофеозом работы со взрослыми. Мы тяжело и долго шли к её осуществлению. Непросто было собрать группу: одни отказывались от участия по житейским обстоятельствам, другим было психологически тяжело выступать, третьи думали, что не осилят большой объём информации. Дополнительным испытанием стала пандемия, когда люди старше 65 лет лишились права стать участниками школы.

Но постепенно устанавливалась оптимальная методика проведения занятий, возникло дружеское общение, что я очень ценю, ведь глухие редко допускают в свой круг чужих. Первое публичное мероприятие, «Арт-этюды», глухие экскурсоводы подготовили к акции «Ночь музеев-2021»: рассказ об избранных экспонатах основной экспозиции русского искусства глухим и слабослышащим посетителям. Туда пришли больше 30 слабослышащих. Гости сильно заинтересовались происходящим и запланированная было на короткое время встреча продлилась два часа. Для посетителей с ограниченными возможностями по слуху большую важность представляет то, что их экскурсовод – человек, понимающий и чувствующий на себе их проблемы. Тогда мы в очередной раз убедились в актуальности проекта «Цвет звучащий».

3 (1).JPG

Ковидные ограничения, затормозившие занятия, стали поводом к развитию другого направления нашей деятельности: мы стали записывать видеоролики, размещая их на ютуб-канале «Догадинка». Создали 13 роликов, которые посмотрели почти полторы тысячи – для такого контента это немалое достижение. Теперь нас смотрят не только астраханцы, но и слабослышащие люди из других городов.

В марте, после снятия ограничений, глухие экскурсоводы стали водить посетителей по экспозициям зарубежного искусства, временным выставкам. Со взрослыми приходили школьники и студенты из губернского техникума. Важным моментом стало то, что экскурсоводом может стать человек с таким же недугом, как у них. Наши глухие экскурсоводы эмоциональны и артистичны, готовы ответить на различные вопросы. Они чувствуют уважение и восхищение со стороны экскурсантов: это им приятно и почётно.

– Теперь, когда проект завершён, как будет вестись работа с глухими посетителями?

– Как показывает практика, инклюзивные проекты, проходящие в нашем музее, не завершаются. Как я могу сказать нашим глухим экскурсоводам, что всё закончилось? Каждая проведённая ими экскурсия – большая радость, лишить которой мы не имеем права. Я уже обсуждала с сотрудниками краеведческого музея расширение поля деятельности участников «Школы неслышащего экскурсовода».

Мы также надеемся на большой туристический поток, в котором, возможно, будут люди с ограниченными возможностями по слуху, желающие посетить галерею. У нас есть единственный в Астрахани видеогид – программа, работающая без интернета на планшете, который бесплатно можно получить на кассе. Там наши глухие экскурсоводы рассказывают о 20 произведениях русского искусства.

– В каких российских городах есть подобные проекты?

– В Москве, в музее современного искусства «Гараж» развивается работа по всем инклюзивным направлениям. Такая же работа ведётся в Новосибирске, Казани, других городах. Теперь проводится и в Астрахани.

Но везде есть одна проблема – глухих экскурсоводов нигде не берут на ставку, а просто заключают договор. Прекрасно, что в Астрахани появились люди, умеющие проводить экскурсии для людей с ограниченными возможностями по слуху, но важно выделить под их работу хотя бы одну ставку.

Мы продолжим развивать «Школу неслышащего экскурсовода», планируем проведение творческих встреч с художниками, после чего устроим итоговую выставку работ участников проекта. Экскурсии для глухих будут продолжены.

Нашему директору Ирине Перовой удалось получить деньги от облминкульта, которая переведена нашим партнёрам – региональному отделению Общества глухих. Эти средства идут на оплату работы переводчика русского жестового языка и глухих экскурсоводов.

На «Ночь музеев» в галерею приходило много приезжих, включая участников международного литературного фестиваля для детей и молодёжи, который состоялся в Астрахани в мае. Они были приятно удивлены, что в нашей галерее проходят экскурсии, расширяющие рамки привычной музейной среды.

Фото Страшко (3) (1).jpg