Промышленное браконьерство в Астраханской области приобрело немыслимые масштабы!
О разграблении биоресурсов Волго-Каспийского бассейна отечественные средства массовой информации писали неоднократно. Несколько публикаций этой проблеме посвятили центральные газеты и журналы России, а также зарубежные издания. Но никому еще не удавалось убедительно, с фактами на руках, вскрыть масштабы многомиллиардных хищений, в которых задействованы российские государственные структуры.
Это журналистское расследование было, пожалуй, самым продолжительным в моей газетной практике. Без малого восемь месяцев изо дня в день я пополнял свое досье документами, письмами, аудиозаписями бесед со сведущими людьми на тему: биоресурсы Каспия и их хищническое истребление.
По последним данным «Севкаспрыбвода», общие уловы в Волго-Каспии сократились, т.е. остались недовыбраны годовые квоты. В море добыто крупного и мелкого частика – не более 30 процентов квоты. Примерно на четверть меньше, чем в прошлом году, выловлено воблы, судака, сазана и других видов рыб. Но если ситуация с частиковыми оставляет какие-то шансы на лучшее, то в отношении осетровых этой грани уже давно не существует. И если это на самом деле так, то всё, о чем наш президент во время не столь давнего визита в Астрахань говорил по поводу биотерроризма на Каспии – не более чем слова, за которыми не стоит ровным счетом ничего. Или пока ничего.
В апреле 2011 года на одном из совещаний нашим губернатором было озвучено благое пожелание, касающееся хотя бы сколь-нибудь значительного, а главное – системного улучшения ситуации с охраной рыбных запасов Северного Каспия. Регулярно проводящиеся рыбоохранные операции «Путина», «Нерест» с привлечением людей и техники из соседних регионов Поволжья – все это, конечно, хорошо, если бы не выглядело сезонной кампанейщиной. Складывается впечатление, что губернаторский призыв представителями правоохранительных и иных структур, имеющих непосредственное отношение к охране биоресурсов, был воспринят как первоапрельская шутка, на деле обернувшаяся активизацией промышленного браконьерского промысла в Северном Каспии.
На сегодняшний день Госконтроль в сфере рыболовства на нижней Волге и Каспии явно недостаточен. И к такому не слишком новому мнению пришла бы коллегия Счетной палаты РФ, рассмотрев несколько направлений по использованию государственных средств, выделенных в 2009-2011 годах на осуществление государственного контроля и сохранения водных ресурсов. Стоило бы обратить внимание федеральных правоохранительных органов на тот факт, как осуществляется разведение и выпуск в море молоди русского осетра ФГУ «Севкаспрыбвод». Как это производство контролируется природоохранной прокуратурой в лице прокурора Кузьменко В.Г., и есть ли связь между ним и осужденным руководителем ФГУ «Севкаспрыбвод» Проценко А.И.?
Рыболовство в Астраханской области остается одной из самых проблемных и криминогенных отраслей страны. Несмотря на усилия властей, ситуация не улучшается, а ухудшается с каждым годом. На постоянно проводимых встречах, посвященных усилению борьбы с браконьерами, представители силовых ведомств и контролирующих органов ищут причины снижения численности анадромных видов рыб в регионе. Вроде бы цифры по борьбе с биопиратами внушают оптимизм, и об этом не раз высказывалась прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Вера Солдатова, которая утверждала, что виной тому не только маловодье и предприимчивые браконьеры, но и правоохранительные органы недорабатывают. У множества надзорных органов браконьеры в итоге без присмотра. Осознано говорила это Солдатова или нет, предстоит выяснить надзорным и следственным органам страны. Вряд ли прокурор Солдатова не могла не знать о том, что в Астраханской области существует промышленное браконьерство, основанное на сговоре должностных лиц. Всем известно, что сегодняшние обычные браконьеры работают под «крышами» тех самых правоохранительных и надзирающих органов, которых контролирует и Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура. Но эти браконьеры не так уж страшны для масштабов хищений, которое осуществляет промышленное рыболовство, имея на руках официальные незаконно выданные разрешения Волго-Каспийским территориальным управлением. Все выдаваемые разрешения обязан проверить природоохранный прокурор Кузьменко В.Г.. Незаметно, что он это делает и противостоит промышленному браконьерству в масштабах Астраханской области.
Не лишним будет сказать, что Кузьменко В.Г. за свою работу получает зарплату и имеет двухэтажный дом на берегу Волги с евроремонтом по последнему слову моды, дорогостоящую мебель, автомобиль «Инфинити-35», автомобиль «Рено», трехкомнатную благоустроенную квартиру, а также родных племянников, осужденных за государственные преступления в рыбоконтролирующей отрасли.
Факты браконьерского беззакония либо не попадают в поле зрения представителей закона, либо правоохранительные структуры намеренно закрывают на это глаза. В августе 2010 года волонтёры наблюдали в Харабалинском, Енотаевском и Наримановском районах массу незаконно установленных орудий лова. Никаких мер руководителями ведомств не принято.
В настоящее время промысловые предприятия перекрыли все рыбоходные каналы дельты Волги орудиями лова - секретами, особенно в Володарском, Камызякском и Икрянинском районах. Орудия лова выставляются вблизи и в самих каналах, что запрещено правилами рыболовства. Промышленный лов осуществляется в запретных рыболовных местах. Какие меры по этим фактам принимает надзирающий природоохранный прокурор Кузьменко В.Г.?
С точки зрения уголовного кодекса РФ можно сделать вывод, что в Астраханской области действует организованная группа лиц, занимающихся промышленным браконьерством, причиняя крупный ущерб России и прикаспийским государствам.
В регионе продолжается массовое сокращение осетровых, а по сравнению с прошлыми годами значительно снизились запасы воблы, сазана, щуки и других видов рыб. Это снижение зависит явно не от обычных браконьеров, а от варварского промышленного рыболовства. Так, например, в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 000537, выданном ВКТУ 11 марта 2011 года рыболовецкому колхозу «Победа», заместитель руководителя Кодьяков П.Н. даже не указал количество орудий лова, таких как «невод обкидной». То есть, указанное юридическое лицо может использовать один, два или десять таких неводов, которые выгребают из воды всё живое. Вот оно рациональное использование биоресурсов, не говоря о количестве добываемой рыбы, о местах добычи и использовании рыболовных судов.
Выделенные из федерального бюджета средства не расходуются на целевые нужды, а похищаются руководителями тех или иных органов.
В регионе снизились мелиоративные траления, которые обязаны проводить силами Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства в природоохранных зонах. Это явление произошло из-за постоянной смены руководства и коллектива ВКТУ, что послужило хорошим стимулом для промышленных браконьеров.
Почти не производится изъятие ведомством запрещенных орудий лова. Начиная с 2009 года руководители ВКТУ не всегда соблюдали правила выдачи разрешений на вылов рыбы, а природоохранный прокурор по Астраханской области в порядке надзора не находил нарушений при выделении рыбопромысловых участков.
Согласно правил рыболовства Волжского-Каспийского рыбохозяйственного бассейна от 16.04.2009 года №316, изменились границы рыбодобычи. Но до настоящего времени многие промышленники ведут лов по старым правилам рыболовства, от 1984 года.
В нарушение всех существующих правил и запретов, до настоящего времени происходит варварское уничтожение биоресурсов. Все разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемые Волго-Каспийским территориальным управлением с 2009 года по настоящее время, могут являться незаконными. Разрешения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдавались, как ранее говорилось, на основании старых правил, где верхняя береговая граница запретного лова смещена на километры.
Умышленно или по незнанию выдаются разрешения Федеральным агентством по рыболовству, рано или поздно предстоит выяснить следствию и прокуратуре, но объём вреда, причиненного государству, уже сегодня соизмеряется миллиардами рублей. За два года промышленного лова причинен неизгладимый ущерб биоресурсам Каспия. Деяния ВКТУ подпадают под признаки международного скандала прикаспийских стран и чревато предъявлением России международных исков со стороны Ирана, Казахстана и прикаспийских государств.
Сергей Калинин,
"Факт и компромат" № 10, 08.04.11.