Как астраханскому бизнесу преодолеть кризис: советуют эксперты
Консалтинговые компании и AST-NEWS.ru продолжают спецпроект по оказанию консультационной и медийной поддержки предпринимателям Астраханской области. Эксперты делятся антикризисными и практическими советами, комментариями о господдержке бизнеса.

Партнёры проекта:
- консультант по внешним коммуникациям консалтингового агентства «Каспийская лаборатория» Станислав МАХРИНСКИЙ;
- финансовый и инвестиционный аналитик, региональный представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в Астраханской и Волгоградской областях Анастасия СТЕФАНОВА;
- к.э.н., доцент, консультант по внутренним коммуникациям консалтингового агентства «Каспийская лаборатория» Елена ГАДЖИЕВА;
- независимый финансовый советник, руководитель образовательного проекта «Семейные финансы», сертифицированный консультант Министерства финансов России по повышению финансовой грамотности взрослого населения Катерина ПУТИЛИНА;
- консультант по цифровым коммуникациям консалтингового агентства «Каспийская лаборатория» Никита БОГАТЫРЁВ;
- бизнес-консультант, бизнес-тренер, владелец консалтингового агентства Top LEVEL sales, эксперт в создании и оптимизации отделов продаж Наталья ДАНИЛОВА;
- консультант по экономической и финансовой безопасности, директор учебно-аналитического центра «Паритет-Астрахань» Владимир ТЮМЕНЕВ.

Елена Гаджиева: О КРИЗИСЕ

- Ситуация, которая сейчас складывается в бизнесе, во многом уникальна. Тем не менее, поскольку относится к разряду кризисных, то имеющаяся практика антикризисного управления будет очень даже полезна и востребована.

Сохраните тёплые отношения
Советы от Елены Гаджиевой 

image0.jpeg

Финансовые аналитики и эксперты говорят, что компании, для того чтобы выжить, должны сейчас максимально оптимизировать все имеющиеся у них внутренние ресурсы.

Речь не только о финансах, материальных запасах, основных фондах и прочих материальных активах. Сотрудники! Персонал компании становится очень важным ресурсом и весомым капиталом. Кризис грозит потерей квалифицированных кадров. В условиях, когда многие организации вынуждены отправлять часть работников в отпуск за свой счёт, а других – работать дистанционно с сокращением зарплаты, очень важно не потерять ключевых сотрудников. Это одна из важных задач антикризисного менеджмента. И мой более чем 20-летний опыт научной, преподавательской и консультационной деятельности в области менеджмента подсказывает: в её решении во многом могут правильно выстроенные внутренние коммуникации.
Одна из важных задач руководства организации – поддержать сотрудников, их моральный дух за счёт эффективного развития внутренних коммуникаций. Чтобы наладить эффективный обмен информацией внутри компании, нужно следующее:
1. Признание проблемы – половина успеха при её решении. Стало быть, самое первое и важное требование к построению коммуникаций с сотрудниками сейчас – не молчать о том, что происходит в организации. Пусть все эти проблемы и лежат на поверхности, сотрудники наверняка о них знают и постоянно обсуждают между собой. В любом случае руководитель должен открыто о них заявить. В традициях дона Корлеоне плохие новости сообщать сразу и от первого лица. Честно рассказать о текущей ситуации в данной организации и о том, какие последствия эта ситуация будет иметь для всех. Это повысит доверие к руководству и лояльность работников. А вот утаивание информации порождает слухи и дестабилизирует обстановку.

2. Темы информационного обмена с сотрудниками должны быть актуальными и злободневными. Нужно говорить о том, что происходит, чем это грозит компании и её персоналу, какие прогнозы имеет руководитель относительно развития ситуации, какие меры он уже предпринимает и готовится предпринять в ближайшем будущем. Не нужно специально нагнетать обстановку, но и усиливать нарочито позитивную тональность коммуникаций тоже ни к чему. Атмосфера сейчас и так накалена. Если люди будут видеть, что руководитель уже предпринимает меры по решению проблемы, то тревожность и уровень негатива снизятся. Важно: заявление о мерах по выходу из кризисной ситуации должно озвучить первое лицо компании. Это станет свидетельством серьезности предпринимаемых шагов, уважения к сотрудникам и признания их ценности для компании. Это будет призывом к объединению!

3. Руководителю не стоит пытаться изображать из себя супергероя, у которого «в кармане» готовое решение любой проблемы. Необходимо наладить обратную связь «коллектив – руководство», пригласить сотрудников к диалогу. Собрать их мнения. И идеи! Работники, так же как и руководство, переживают, что будет с компанией и с ними в сложившихся условиях. Многим из них вовсе не хочется покидать компанию, которой отдано много сил, энергии, знаний, опыта, где сотрудник сработался и стал своим, частью компании. В непростые периоды у сотрудников возникает множество идей, которые они наверняка уже обсуждают с коллегами. У них ведь тоже есть опыт, знания, связи. Они тоже пытаются найти решения, и некоторые их идеи могут оказаться весьма полезными и интересными для руководства. Если сотрудники готовы попробовать себя в чём-то новом, что может принести пользу компании, если их предложения рациональные и интересные, то стоит дать им зеленый свет. Чем сидеть сложа руки и ждать чуда, лучше рискнуть.

4. Необходимо постоянно интересоваться, какие проблемы тревожат работников, даже если это сложности семейного характера, по возможности оказывать им поддержку и помощь – где-то материальную, а где-то советом, а может просто дружеским участием. По возможности, предложить варианты для тех, кого коснутся кардинальные изменения. Это сложно, но таким способом компания демонстрирует свое беспокойство о людях. Призывайте своих сотрудников объединятся и помогать друг другу пережить сложное время. Людям в кризисной ситуации очень важны поддержка и человеческое отношение.

5. Обмен информацией между руководством и сотрудниками должен происходить на регулярной основе. Все текущие события, предпринимаемые шаги, достигнутые результаты или потери должны освещаться. Это даст персоналу ощущение контроля над ситуацией. Неопределённость будущего не устранит, но готовность к этому будущему однозначно увеличит.

6. Обязательно донесите до сотрудников, что руководство компании разделяет с ними все трудности текущего периода, что не только работникам пришлось затянуть пояса, что все предпринимаемые в организации непопулярные меры распространяются на работников всех уровней без исключения.

7. Необходим тесный контакт с лидерами мнений. Они есть в любой организации. Неформальные лидеры, авторитетные сотрудники. Именно они формируют общественное мнение. Обсудите с ними отдельно текущую ситуацию, заручитесь их поддержкой. Они помогут в реализации антикризисных мер, а также в удержании ситуации под контролем, в повышении доверия к компании со стороны сотрудников, в снижении напряженности.

Читайте также:
Будьте предельно внимательны к каждому слову. Советы от Станислава Махринского
Получите максимальный эффект и используйте все ресурсы. Советы от Анастасии Стефановой
Разумно управляйте личными финансами. Советы от Катерины Путилиной
Новые советы астраханскому бизнесу от экспертов читайте завтра!