Всю прошлую неделю тема платной рыбалки активно обсуждалась в СМИ и Интернете. Ничего удивительного: в этом году выборы в Госдуму, грех не воспользоваться. Первым о своем неприятии "взимания денег" с рыбаков заявил господин Миронов, глава "Справедливой России", через день, 3 марта, исполняющий полномочия секретаря президиума генсовета "Единой России" Сергей Неверов сказал, что "Единая Россия" не поддержит введение платы за рыбалку с простых рыбаков-любителей". Хотя именно "Единая Россия" голосовала за Закон о рыболовстве, благодаря которому наши реки теперь делят на куски и отдают частникам.
Нас не так поняли
Очень показательна реакция главы Росрыболовства Андрея Крайнего. В течение нескольких дней его комментарии в СМИ носили прямо противоположный характер. То он заявлял, что любительское рыболовство не приносит ни копейки в казну, через день на страницах "Российской газеты" утверждал, что опосредованно, через покупку бензина, снаряжения, лодок и других сопутствующих товаров и услуг, рыбаки вносят в бюджет порядка 25 млрд. рублей.
В интервью радио "Вести FM" назвал журналистов ленивыми и нелюбопытными.
- Услышали, растиражировали ровно наоборот.
Вот еще цитата главы Росрыболовства:
- Никто никогда не отнимал у многомиллионной армии рыбаков возможность ловить рыбу бесплатно. На право заниматься рыболовством на Рыбинском водохранилище, на реке Волга, Дону никто не покушался. (Интерфакс 4.03.)
На вопрос Владимира Путина "То есть за рыбную ловлю вы с нас, с меня, как рыбака-любителя, деньги драть не будете?" Крайний вдохновенно ответил: "Не только с вас, но... сколько у нас - 142 млн. человек, из них примерно 20-25 млн. рыбаков-любителей, ни с одного из них деньги браться не будут".
А по поводу шумихи, поднятой в СМИ, сослался на "трудности перевода, журналисты услышали, как хотели".
Вообще все это очень напоминает недавние события и комментарии чиновников, связанные с введением "нового образовательного стандарта", общий тон которых заключался в том, что "нас не так поняли и неправильно интерпретировали нормы закона".
На тебе, боже, что нам негоже
Что бы там ни заявлял Крайний, любой судья будет руководствоваться не его комментариями в СМИ, а нормами закона.
А нормы закона следующие: "Рыбалка на рыбопромысловых участках, выделенных под спортивное и любительское рыболовство, осуществляется по путевкам пользователей" (Правила рыболовства). Ежу понятно, что бесплатно ее никто не даст.
И если рыбак станет ловить рыбу без путевки, на него будет составлен протокол об административном правонарушении, что уже, кстати, происходит в том числе и в Астраханской области, чему я сам был свидетелем в декабре в Енотаевском районе на реке Волге, на участке базы "Ахтуба". На сегодняшний день уже 77 участков наших рек отданы в пользование (не в аренду, а именно в пользование) частникам, как правило хозяевам туристических баз. Протяженность участков от 1,5 до 14 км. 3 марта еще 41 участок выставлен на конкурс.
Андрею Крайнему, который сказал, что никто не претендует на реку Волгу (см. цитату выше), я бы посоветовал зайти на сайт собственного ведомства (fish.qov.ru) в раздел
конкурсы и аукционы, где можно найти полную информацию о том, какие участки выставлялись на конкурс и кто их выиграл. Вот, например, извещение о конкурсе от 4.02.2010 г.
В нем объявляется о выделении 24 участков на территории Ахтубинского, Енотаевского и Камызякского районов. Шесть участков - это куски реки Волги в Ахтубинском и Енотаевском районах протяженностью от 2180 до 7830 м. В результате конкурса по три участка на Волге получили ООО "Замьяны 77", ООО "Шамбай 97" (насколько мне известно, хозяин у этих организаций один).
В результате трех конкурсов отданы в руки частников практически все самые популярные у рыбаков места на Волге выше села Замьяны и на Ахтубе в Харабалинском и Ахтубинском районах. Те, что остались, вряд ли долго будут безхозными: есть спрос - будет и предложение. Тем более что закон не регламентирует соотношение платных и бесплатных участков.
Позднее зажигание, или
Лучше поздно, чем никогда
Наша газета еще два года назад подняла эту тему и целенаправленно следила за ней. Еще два года назад мы писали, что подобные законы вызовут социальную напряженность, собрали 2,5 тыс. подписей против подобных нововведений, но нас не слышали.
9 марта на официальном сайте Росрыболовства это ведомство в лице господина Савельева, руководителя центра общественных связей, разместило обращение К рыбакам-любителям, где, в частности, говорится: "Нормативно правовая база регулирования отношений в любительском рыболовстве России "далека от совершенства". В связи с этим Росрыболовство призывает рыбаков-любителей, их союзы, общества и объединения "включиться в работу над нормативно-правовой базой, чтобы создать благоприятную среду в этой сфере". Жаль, что господину Савельеву эта мысль не пришла пару-тройку лет назад, когда клерки Росрыболовства разрабатывали эту самую базу, судя по качеству которой, в любительской рыбалке они понимают, как большинство из нас в нанотехнологиях. Тем не менее предложение стоящее, хоть и не совсем своевременное. Главное, чтобы этот процесс, а именно - диалог с общественностью, не носил, как это обычно бывает, формальный характер.
За шесть дней до обращения Росрыболовства в Интернете в газете "Рыбак Рыбака" появилось другое обращение. В нем, в частности, говорится, что "мы согласны с тем, что за право ловить рыбу нужно платить. Но мы хотим, чтобы наши деньги работали на благо водоемов, а не на благо их пользователей... Браконьерство достигло уровня
экологической катастрофы. И главная причина в том, что служба рыбоохраны фактически разрушена, если не сказать - уничтожена. Если к 2000 г. численность штатных инспекторов рыбоохраны в России составляла более 15 тыс. человек, то сегодня на всю страну их осталось около полутора тысяч человек. Т.е. один инспектор в среднем должен контролировать 1400 км (!) рек или 19 тыс. га (!) озер и водохранилищ...
Если вы разделяете нашу позицию, если вы не хотите
мириться с тем, что происходит на водоемах, - приходите на митинг, который пройдет в Москве 26 марта..." (Полный текст обращения на rybak-rybaka.ru).
Астраханские рыбаки, судя по их комментариям в Интернете и по общему настрою, о котором я могу судить из личного общения со многими из своих коллег, также готовы выйти на улицы. Похоже, только так можно заставить чиновников считаться с общественным мнением.
Олег Сарана
ОТ РЕДАКЦИИ. Проблему так называемой платной рыбалки наша газета поднимает уже не первый год. Последняя публикация на тему деления астраханских рек на участки была в номере от 9 февраля этого года ("Шлагбаум посреди реки" - http://www.ast-news.ru/node/3625). В ней был поставлен ряд вопросов, связанных с предоставлением участков в частные руки: кто и как определяет границы и длину "нарезки" этих участков, почему плата за их использование, поступающая в региональный бюджет, составляет сущий мизер, что полезного новые правила принесут' региону и астраханцам.
Ответить на поставленные в статье вопроса мы попросили областное агентство по рыболовству и Волго-Каспийское территориальное управление (ВКТУ) Росрыболовства, то есть ведомство, которое возглавляет господин Крайний. Областная структура откликнулась оперативно, сообщив, что порядок определения границ рыбопромысловых участков установлен приказом Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства), что их площадь занимает менее 2 процентов от общей площади водных угодий региона, что при их формировании учитываются интересы местного населения, что турфирмы участвуют в мелиорации, спасении рыбной молоди, воспроизводстве ценных видов рыб, а также платят установленные законодательством налоги. В общем, на взгляд агентства, астраханским любителям рыбалки беспокоиться особо не о чем.
Ответ же федеральной структуры в редакцию пока не поступил. То ли чиновники ВКТУ сейчас тщательно готовят развернутую информацию, то ли посчитали, что Андрей Крайний уже ответил на все вопросы. А рыбаки тем временем готовятся выйти на митинг.
"Комсомолец Каспия" № 19-20, 11.03.11.