Немалая часть в докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына за 2021 год уделена ситуации с арестантами, находящимися в расположенных на территории нашего региона местах лишения свободы. Первая часть выдержек по этой теме опубликована AST-NEWS.ru здесь.
Поступающие в адрес Уполномоченного жалобы подозреваемых, обвиняемых и осужденных выявили неопределенность, неконкретность некоторых положений действующего законодательства, которая препятствует их всестороннему полному рассмотрению и содействию в реализации прав этих лиц.
К Уполномоченному обратилась гражданка С., содержавшаяся в СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области. Согласно доводам заявительницы, в июне текущего года ей неоднократно отказывали в выводе в медицинскую часть: в частности, 26 и 27 июня минувшего года обращалась к дежурному сотруднику изолятора, так как почувствовала повышение температуры тела. Медицинская помощь была оказана только 30.06.2021 в ИВС.
Администрацией СИЗО сообщено, что «выводы в санитарную часть ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным осуществляются младшим инспектором по выводу в медицинские кабинеты согласно списку на вывод по назначению лечащего врача, либо по письменному или устному обращению этих лиц, без учета и записей. При каждом выводе в медицинскую часть медицинский специалист производит запись в личную медицинскую карту пациента, где и производится фиксация обращения».
Одновременно предоставлена копия медицинской карты С., в которой отсутствуют сведения об оказании какой-либо медпомощи в период с 26 по 29 июня 2021 года. Вместе с тем, оказание медпомощи лицам, находящимся под стражей, регламентируется приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, которым утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок).
Согласно пункту 28 Порядка, при обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медработнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медпомощи. При наличии медицинских показаний для оказания медпомощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медчасть (здравпункт) или медкабинет индивидуально или группами по трое-пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медпомощи. Однако данным нормативно-правовым актом не регламентирована обязанность должностных лиц СИЗО, колоний фиксировать факты заявлений о выводе в медицинскую часть для оказания медицинской помощи. В этой связи, проверить доводы об игнорировании устных обращений об оказании медпомощи не представляется возможным.
Сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного месяца времени, уровне выполнения им норм и средней зарплате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета. Осужденный под подпись ежемесячно знакомится с засчитываемым ему в общий трудовой стаж временем. По итогам календарного года записи в картах учета сверяются с первичными документами.
Проверкой установлено, что личные карточки осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях, за исключением исправительной колонии №6, не ведутся.
В то же время, в ИК №6 с 2013 года не ведутся карты учета работы времени осужденных, которые имеются в других колониях, однако в них не вносятся необходимые сведения.
В исправительной колонии №2 в карточках учета рабочего времени, отсутствуют: сведения о трудовом стаже в предыдущем учреждении; графа «Причины исключения времени работы из общего трудового стажа, месячная зарплата». Кроме того, с 2019 года в карточки учета рабочего времени перестали вноситься сведения о среднемесячной заработной плате, осужденные не ознакамливаются ежемесячно под подпись с засчитываемым им в общий трудовой стаж временем.
В исправительной колонии №8 в карточках учета рабочего времени отсутствуют сведения о трудовом стаже в предыдущем учреждении. Также в них не вносятся сведения о среднемесячной заработной плате, осужденные не ознакамливаются ежемесячно под подпись с засчитываемым им в общий трудовой стаж временем.
В карточках учета рабочего времени осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительной колонии №10, отсутствуют сведения о трудовом стаже в предыдущем учреждении; графа «Расписка ответственного лица»; в карты учета рабочего времени не вносятся сведения о среднемесячной заработной плате, осужденные не ознакамливаются ежемесячно под роспись с засчитываемым им в общий трудовой стаж временем. Также установлено, что на иных осужденных карты учета рабочего времени не ведутся вовсе.
Изучением личных медицинских книжек осужденных-работников столовой (11 человек) и хлебопекарни (два человека) исправительной колонии №8, выявлены нарушения требований приказа ФСИН России и СанПиНа: медобследование проведено не в полном объеме – отсутствуют сведения об исследованиях на носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы, патогенного стафилококка; отсутствуют отметки о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Аналогичная ситуация была в исправительных колониях №№ 6 и 10. В ИК №2 допускаются нарушения требований ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которым работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, – из 70 работников швейного цеха со специальной оценкой условий труда на момент проверки ознакомлен только один осуждённый.
По результатам проверки Уполномоченным даны рекомендации начальнику УФСИН России по Астраханской области устранить имеющиеся в деятельности исправительных учреждений недостатки и нарушения. Прокуратурой, в свою очередь, внесены представления начальникам исправительных колоний с требованием об устранении недостатков, что и сделано.
Учитывая, что в исправительных колониях Астраханской области, из общего числа осужденных трудоустроено менее 30 процентов, омбудсмен рекомендует облкабмину и региональному УФСИН: принять меры, направленные на организацию дополнительных рабочих мест для осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УФСИН России по АО, в частности, расширив перечень специальностей профессионального образования по дистанционной форме для осужденных в исправительных учреждениях и организовав их профессиональное обучение.
Несвоевременное отправление осужденных к месту отбывания наказания
При рассмотрении обращений лиц, осужденных к лишению свободы, выявлена проблема несвоевременного их направления к месту отбывания наказания. Это обусловлено несвоевременным направлением судами извещений о вступлении приговора в законную силу. К примеру, к Уполномоченному в январе минувшего года обратилась гражданка Б. в интересах матери – осужденной Е., по вопросу о содействии в направлении последней к месту отбывания наказания. Заявительница сообщила, что Е. не определено место отбывания наказания. Так, до ноября 2020 года она содержалась в астраханском СИЗО-2. Затем осужденную этапировали в ИК-4 УФСИН России по Кабардино-Балкарской республике, предназначенное для отбывания уголовного наказания осужденных женщин с повторными преступлениями, но там ее не приняли из-за несоответствия вида исправительного учреждения. После этого Е. временно поместили в кабардино-балкарский СИЗО-1.
В конце декабря 2020 года планировалось ее этапирование предположительно в Волгоградскую область. На момент обращения заявительнице было неизвестно, где находится ее мать.
Также Б. было указано, что Е. является пожилым человеком, страдает рядом хронических заболеваний, в частности, сахарным диабетом. Она переживала за состояние здоровья своей матери, на котором не может не отразиться ее перемещение при этапировании из одного региона в другой.
Установлено, что Красноярским районным судом Астраханской области 14.07.2020 Е. постановлен обвинительный приговор по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») с назначением наказания в виде 1 года лишения свободы с его отбыванием в исправительной колонии общего режима. Судом апелляционной инстанции данный судебный акт оставлен без изменения, в связи с чем, вступил в законную силу 08.10.2020.
По информации УФСИН России по Астраханской области Е. 01.11.2020 была направлена в распоряжение УФСИН России по КБР для дальнейшего содержания под стражей до поступления распоряжения суда о вступлении приговора в законную силу.
05.11.2020 в СИЗО-2 поступило соответствующее распоряжение Красноярского райсуда, которое 23.11.2020 было направлено в УФСИН России по КБР. Согласно письму ФСИН России от 19.02.2021, Е. направлена для отбывания наказания в ФКУ ИК-28 УФСИН России по Волгоградской области. Дата прибытия осужденной в исправительное учреждение не указывается. По сведениям заявительницы – во второй половине февраля 2021 года.
Одновременно установлено, что указаниями ФСИН России из следственных изоляторов Астраханской области в ПФРСИ при учреждениях УИС Дагестана и КБР (до 19.03.2021, сейчас в Волгоградскую область до 10 человек) ежемесячно разрешено переводить до 15 человек, в отношении которых постановлен обвинительный приговор до определения им места отбывания наказания. Это, якобы, попытка не допустить перелимит в следственных изоляторах Астраханской области.
Такой факт выявлялся, в частности, при рассмотрении ходатайства осужденного Б. На момент обращения он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области и просил о содействии в направлении для отбывания наказания в исправительное учреждение в пределах территории субъекта РФ, в котором проживал до осуждения – Еврейской автономной области. На момент направления мной ответа Б. был переведен в ПФРСИ при учреждении УИС Дагестана.
При этом, в СИЗО-1 и СИЗО-2 Астраханской области практически ежегодно сокращаются лимиты наполняемости: в частности, по состоянию на 28.12.2018 в СИЗО-1 этот показатель составлял 562 человека, в СИЗО-2 – 679, против 463 и 507 соответственно, в текущем году.
И это несмотря на то, что помещения следственных изоляторов региона по своим техническим характеристикам позволяют содержать в них большее количество лиц, чем установлено в настоящее время лимитами.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 75 УИК РФ, осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.
Таким образом, направление осужденных из следственных изоляторов Астраханской области в ПФРСИ при учреждениях УИС Республики Дагестан и Волгоградской области нарушает их права на своевременное направление для отбывания наказания, что впоследствии также приводит к отказу в удовлетворении судом ходатайств таких лиц на условно-досрочное освобождение (так как исправление осужденного принято наблюдать с момента прибытия к месту отбывания наказания), а также на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами (если осужденный проживал на территории Астраханской области до задержания).
Кроме того, осужденные этапируются из одного субъекта в другой только для того, чтобы непродолжительный период времени содержаться там – до определения места отбывания наказания. С учетом условий транспортировки лиц, которые Европейский суд по правам человека в рамках рассмотрения дела «Томов и другие против России» признал бесчеловечными, эта процедура является непростой, особенно для лиц, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями
Нарушение температурного режима в следственных изоляторах
Приходится вновь констатировать, что для лиц, содержащихся в следственных изоляторах (особенно в СИЗО-1), остается актуальной проблема – невыносимая духота в камерных помещениях в летние месяцы.
По сведениям СИЗО-1, на балансе учреждения находится 6 кондиционеров и 10 сплит-систем, из них в технически-исправном состоянии только две сплит-системы. Денежные средства на их ремонт не выделяются, да и стоимость ремонта примерно равна цене нового технического устройства.
В СИЗО-2 имеется две сплит-системы, установленные в камере для беременных и камере матери и ребенка. В отдельные камеры выдаются вентиляторы, однако они не выполняют функцию охлаждения воздуха, а лишь прогоняют его по помещению.
С учетом изложенного, омбудсмен рекомендует Федеральной службе исполнения наказаний рассмотреть вопрос о ежегодном увеличении лимитов финансирования ФКУ СИЗО-1 и СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области для обеспечения помывки не менее двух раз в неделю всех лиц, содержащихся под стражей, и оснащения камер системами кондиционирования воздуха для специального размещения в них лиц с заболеваниями сердца и дыхательных путей в летний период.
Читайте также:
ЖКХ, трудовые отношения, свалки: главное из доклада астраханского омбудсмена
Арестанты и «карательная психиатрия»: важное из доклада астраханского омбудсмена
Полиция и приставы: выдержки из доклада астраханского Уполномоченного по правам человека
Реновация по-астрахански. Омбудсмен – о ситуации с аварийным жильем
Инвалиды и власть. О нарушениях прав астраханцев с ограниченными возможностями здоровья
Губит людей вода. Астраханский омбудсмен – о ситуации с водоснабжением
«Коммуналка» и «управляшки»: главное из доклада астраханского омбудсмена
Омбудсмен доложил о ситуации с пособиями и пенсиями в Астрахани
Астраханский уполномоченный по правам человека назвал проблемы в сфере медицины
Омбудсмен Спицын обратил внимание на странности с коронавирусом в Астраханской области
Омбудсмен поведал о нарушениях прав арестантов в Астраханской области. Начало