Омбудсмен Спицын обратил внимание на странности с коронавирусом в Астраханской области

Новая коронавирусная инфекция по-прежнему сказывается на оказании плановой медицинской помощи, указано в докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына за 2021 год. 

Так, к омбудсмену поступило обращение гражданина М., отбывающего наказание в исправительной колонии № 10 УФСИН России по Астраханской области. По информации заявителя, в прошлом году ему был установлен диагноз гепатит С, в связи с чем назначен анализ на генотипирование печени. Забор крови в первый раз производился более восьми месяцев назад, однако материал был утерян. Впоследствии он повторно сдал кровь, которая была направлена в ГБУЗ Астраханской области «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД». На момент обращения М. не имел информации о результатах.

В ходе проверки было установлено, что с апреля 2020 года областной центр профилактики и борьбы со СПИД переведен на работу с повышенной готовностью к распространению на территории региона ковида. По распоряжению облминздрава с 11 апреля 2020 года лаборатория Центра имеющимися силами и средствами проводит исследования методом ПЦР на наличие данного заболевания. При этом нагрузка на соответствующий отдел возросла в 10 раз. Несмотря на это, Центр продолжал оказывать все виды медицинской помощи пациентам с заболеванием, вызванным вирусом иммунодефицита человека, а лаборатория производила все виды исследований в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, включая скрининговые исследования на вирусные гепатиты. Тем не менее, в апреле минувшего  года произошла поломка и списание одного из двух имеющихся в лаборатории ПЦР-анализаторов, из-за чего возникла необходимость отказаться от ряда исследований. В связи с тем, что основной задачей лаборатории Центра является диагностика и мониторинг лечения ВИЧ-инфекции, а в условиях распространения COVID-19 – еще и исследование мазков на коронавирусную инфекцию, было принято решение временно прекратить проведение ПЦР на вирусный гепатит С, а имеющийся в наличии неисследованный биологический материал убрать на хранение до изменения сложившейся ситуации и появления возможности его исследовать.

К сожалению, несмотря на позитивно преподносимую статистику о темпах вакцинации, сам процесс проходил далеко не без нарушений, что можно иллюстрировать обращением М.: в июне минувшего года заявительница обратилась в прививочный пункт по улице Набережная 1 Мая, 91 – на базе городской поликлиники №1. М. оформила согласие на использование вакцины «Гам-КОВИДВак», однако в дневнике самонаблюдения, доступ к которому появился спустя некоторое время на Едином портале государственных и муниципальных услуг, указано, что вакцинация была выполнена препаратом «ЭпиВакКорона», согласия на применение которого она не давала. В ходе последующего выяснения обстоятельств дела, медицинскими работниками городской поликлиники №1 давалась противоречивая информация о том, какой конкретно препарат был использован.

Следует отметить, что на сайте gosuslugi.ru и в прививочном сертификате указаны разные наименования вакцин, разные серии. Таким образом, в одном из двух случаев допускается подлог сведений. По результатам проведенного служебного расследования в горполиклиники №1 было установлено, что врач кабинета профилактики некорректно информировала о вакцинации препаратом «Гам-Ковид-Вак», фактически отсутствующим в момент обращения. Медицинскому работнику было объявлено замечание, на чем вся ответственность медицинского учреждения и закончилась.

Интересен и случай гражданина К., который, не до конца осознавая значение своих действий ввиду имеющегося психического заболевания, трижды вакцинировался за небольшой период времени. Примечательно, что перед вакцинацией каждый гражданин заполняет анкету, где может указать какую угодно информацию, даже не соответствующую действительности, при этом перепроверять медицинский работник ее не будет. Последствия в данном случае, при наличии согласия пациента на процедуру, остаются в зоне ответственности самого гражданина.

Следует отметить, что вплоть до октября минувшего года вакцинация оставалась сугубо добровольным делом каждого человека. При этом еще в марте к Уполномоченному поступило анонимное обращение коллектива военного комиссариата Астрахани по вопросу принудительной вакцинации от коронавирусной инфекции. В этой связи в адрес военкома было направлено заключение о недопустимости нарушения прав граждан и необходимости соблюдения норм действующего законодательства.

Несмотря на неоднократно возникающие спорные ситуации, прежде всего между работодателями и работниками, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчеркивалось, что решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней принимаются в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан с учетом ситуации и особенностей, которые имеют место в конкретном субъекте РФ. Соответствующее постановление принято в Астраханской области 14.10.2021 и было распространено, в первую очередь, на лиц, которые в силу особенностей профессиональной деятельности подвержены высокому риску заболевания новой коронавирусной инфекцией, в частности: работников государственных органов и учреждений, сферы услуг, образования, медицинских и социальных работников. Принятие данного постановления тем не менее привело к противоречивому толкованию обязательной вакцинации рядом организаций.

Так, к Уполномоченному поступило коллективное обращение студентов Астраханского государственного университета, несогласных с приказом ректора данного учебного учреждения о проведении обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, который распространялся в том числе и на всех совершеннолетних студентов. В результате совместного обсуждения Уполномоченным норм данного приказа с руководством учебного заведения, документ был отменен.

Большой интерес представляет вопрос обеспечения граждан, проходящих лечение от ковида в амбулаторных условиях, бесплатными лекарственными препаратами. Министерство здравоохранения РФ и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения отмечают, что терапию в амбулаторных условиях следует начинать в первый день обращения за медицинской помощью больным с подтвержденным случаем коронавируса, а также всем пациентам с подозрительным и вероятным, клинически подтвержденным случаем COVID-19 характерными симптомами.

Тем не менее, исходя из предоставляемой гражданами информации, бесплатные препараты в принципе мало кто получал. Кроме того, в ходе анализа сведений, предоставленных министерством здравоохранения Астраханской области по данному вопросу, выявился ряд интересных моментов.

В письме облминздрава от 8 ноября 2021 года представлены сведения о закупленных начиная с 1 ноября 2020 года препаратах. При этом в ходе изучения данной информации, а также соответствующих контрактов, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, было выявлено несоответствие указанных в ответе и фактически потраченных сумм. К примеру, по сведениям минздрава, по состоянию на ноябрь минувшего года препарат «Левофлоксацин» закуплен на сумму более чем 11 миллионов рублей, «Ривароксабан» – более 21 миллиона рублей, «Фавипиравир» – более 66 миллионов рублей. При этом в ходе изучения сайта госзакупок были обнаружены документы на приобретение вышеуказанных средств на меньшие суммы: на «Левофлоксацин» имеются контракты на чуть более 8 миллионов (на 2,9 млн. меньше, нежели это заявлено минздравом), «Ривароксабан» – на 15,7 млн (на 5,8 млн. меньше, чем заявлено), «Фавипиравир» – на 54 млн. рублей (на 11,9 млн меньше чем заявлено). Чем подтверждается приобретение препаратов на суммы, указанные минздравом, Уполномоченному пояснить в региональном органе исполнительной власти косвенно отказались, просто проигнорировав поставленные вопросы.

Также вызывает вопрос обеспечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, антибиотиками. Согласно временным методическим рекомендациям «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 9», антибиотики назначаются только при проявлении признаков бактериальной инфекции. Начиная с 10 версии названного документа, антибактериальная терапия назначается только при наличии достаточных признаков присоединения бактериальной инфекции. При этом согласно ответу облминздрава, за весь период обеспечения бесплатными лекарствами министерством было закуплено антибиотиков на общую сумму более 32,8 млн. рублей (по сведениям в Единой информационной системе в сфере закупок поставлено 75 920 упаковок). То есть в среднем из 44 694 граждан, обеспеченных начиная с 01.11.2020 бесплатными препаратами, каждый пациент должен был получить по 1-2 упаковки антибиотиков. Куда были распределены заявленные объемы, также до сих пор не известно.

Читайте также:

ЖКХ, трудовые отношения, свалки: главное из доклада астраханского омбудсмена

Арестанты и «карательная психиатрия»: важное из доклада астраханского омбудсмена

Полиция и приставы: выдержки из доклада астраханского Уполномоченного по правам человека

Реновация по-астрахански. Омбудсмен – о ситуации с аварийным жильем

Инвалиды и власть. О нарушениях прав астраханцев с ограниченными возможностями здоровья

Губит людей вода. Астраханский омбудсмен – о ситуации с водоснабжением

«Коммуналка» и «управляшки»: главное из доклада астраханского омбудсмена

Омбудсмен доложил о ситуации с пособиями и пенсиями в Астрахани

Астраханский уполномоченный по правам человека назвал проблемы в сфере медицины

Омбудсмен Спицын обратил внимание на странности с коронавирусом в Астраханской области

Омбудсмен поведал о нарушениях прав арестантов в Астраханской области. Начало

Как в Астрахани права арестантов нарушаются