Астраханские картофелеводы в корне перевернули представление о генетических возможностях культуры, которую долгое время считали у нас неперспективной. Частники сажали картофель на своих подворьях или там, где представляло землю местное руководство. Как правило, это были бросовые земли. Урожаи, естественно, получали невысокие. Но худо-бедно сельский житель обеспечивал себя «вторым хлебом» на всю зиму. И это уже было хорошо. У начальников районного и областного масштаба не болела голова, как накормить картофелем население, которое живёт на земле и которое, стало быть, само должно заботиться о своём благополучии. Городское население кормилось с базара, куда по осени и тянулись машины с картофелем из центральной России, где, слава Богу, этой культуры уделяли большое внимание и выращивали в промышленных масштабах. Занимались этим специализированные колхозы и совхозы. В общем, больших проблем со «вторым хлебом» в стране не было.
В девяностые годы, как и везде, обнажились болячки во всех отраслях народного хозяйства. В том числе и в агропромышленном комплексе. Тогда-то и начались перебои с поставкой картофеля в регионы, которые этой культурой не занимались. В их числе оказалась и Астраханская область. Пришлось задуматься нашим властям, как снять с повестки дня эту проблему. Ведь хотим мы того или не хотим, а без картошки, к которой мы привыкли ещё с петровских времён, как говорится: ни туды и ни сюды…. И полетели в сельские хозяйства директивы: наладить производство «второго хлеба». Многие тогда не верили, что картофель можно выращивать в промышленных масштабах. Однако нашлись смельчаки и доказали, что в Астраханской области можно не только арбузы да помидоры выращивать, но и картофель. Оказалось, что наш климат вполне благоприятный для этого: набор суммарных температур, наличие лёгких почв, хорошее мелиоративное обеспечение. Что ещё надо для высоких урожаев? Об уходных работах я не говорю. Это само собой разумеющееся. Плюс к этому своевременное и правильное внесение удобрений, подкормок. И, конечно же, полив. За основу полива было взято капельное орошение. И теперь урожай второго хлеба картофелеводческие хозяйства у нас в области сейчас получают от 250 до 700 центнеров с гектара. Чтобы показать, что эти урожаи рекордные, скажу, что в среднем по России картофеля с одного гектара получают в пределах 100-150 центнеров.
По данным регионального министерства сельского хозяйства, пионером в выращивании картофеля у нас стал руководитель ООО «Квинтет» из Ахтубинского района Юрий Громов. И было это в 1996 году. Потом этот почин подхватили в Харабалинском, Лиманском, некоторых других районах. Однако пока в передовиках по выращиванию «второго хлеба» - лиманцы и харабалинцы.
С каждым годом картофеля в Астраханской области производится всё больше и больше. И если в 2007-2008 годах в общей сложности его производили в пределах 150-160 тысяч тонн в год, то в 2010 году картофеля было произведено 195 тысяч тонн. В этом году, по заявлению губернатора Александра Жилкина, которое он сделал на совещании по подготовке к посевной в присутствии первого вице-премьера Виктора Зубкова, картофелем завалят чуть ли не всю страну, ведь его планируется произвести в полтора раза больше, чем в году минувшем. А это ни много, ни мало – 300 тысяч тонн. И что очень важно, значительно больше, чем раньше, будет произведено картофеля ранних сортов.
В общем, неплохая перспектива. Хотелось бы, чтобы всё что планируется, было выполнено. А то ведь и в 2010 году чиновники говорили, что проблем с картофелем не будет. И, действительно, не должно было быть. Но все помнят, как осенью на рынках картофеля оказалось не так много, как хотелось. К тому же дорожал он на глазах. И сейчас, как это ни печально, дороже цитрусовых.
В чём же дело? А всё, мол, просто: прямо с поля много продукции отправляли в другие регионы. Там, мол, положение с картофелем оказалось совсем критическим. Соседям, конечно, нужно помогать. Но только не в ущерб собственному населению. А то ведь, пользуясь ситуацией с картофелем, хорошо «наварили» перекупщики. Ведь значительная доля от реализации картофеля, как, впрочем, и других овощей, шла в их карман, а не в карман государства. Мало того, что местного картофеля на рынках было недостаточно, он был и остаётся дорогущим. Не каждому по карману. И не удивительно, что многие пенсионеры вместо картофельного супа обходятся супом гороховым или вермишелевым.
У всех на слуху сейчас трагедия Японии. Нехватка продовольствия оголила полки магазинов. Казалось бы, вот самое подходящее время поднять цены на продовольственные товары. Но ни один магазин, ни одна торговая точка этого не сделала. А ведь в Японии рыночные отношения, где спрос рождает предложение. А значит, чем больше спрашивают, тем больше соблазнов взвинтить цены. У нас же случись такое, из народа бы высосали все соки дороговизной. Лишь бы набить карманы. Далеко не надо ходить. Вспоминая взрыв в аэропорту Домодедово, когда беда коснулась многих, находились такие таксисты и бомбилы, которые таксу увеличили в несколько раз.
Но вернёмся к картофелю. Самое время спрогнозировать ситуацию, которая в данный момент не очень благоприятная. Губернатор нашей области пообещал забросать рынок картошкой, которая появится уже в мае. Что-то верится и не верится. Но даже если успеем вовремя посадить ранний картофель под плёнку, ему всё равно нужно время для роста. И, естественно, созревания. Вряд ли это до мая получится даже у самых скороспелых сортов. Хочется, чтобы получилось. Ведь люди ждут картофель. Особенно ранний.
В целом по России положение с производством картофеля никак не назовёшь благостным. А даже наоборот. Если в прошлом году многие регионы страны «подкосила» засуха, то в этом году огромная проблема связана с тем, что в картофелеводческих регионах нет посевного материала. Из-за аномальной засухи было накопано всего 21 миллиона тонн картофеля. Это всего две трети от обычных показателей. Где уж тут до семенного фонда. На еду бы хватило. Это обстоятельство заставляет государство позаботиться о населении. Вот почему первый вице-премьер дал поручение руководству центрального совета потребительских обществ страны обеспечить этой весной владельцев подворий семенным картофелем. Потому что именно частники, частный сектор производит более восьмидесяти пяти процентов всего картофеля. Решение вполне оправданное. Ведь если людям нечего будет сажать весной, то осенью собирать будет нечего. А значит, вся надежда опять будет на чужого дядю, то есть, на заграницу, которая как говорил герой книги «Двенадцать стульев» Остап Бендер, нам поможет. Скорее всего, поможет. Но бесплатно чужой дядя ничего не даёт. Минувшей зимой, например, на рынках центральной России картофель из-за бугра приближался к ста рублям за килограмм. Это может повториться и в нынешнем году….
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 10, 08.04.11.