Отряд российских кораблей будет наблюдать за добычей углеводородов и биоресурсов в спорных районах Каспия. Военные моряки проводят тренировки в акватории моря, которое государства-соседи пока не могут поделить.

В 2003 году страны Каспийского региона – Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран и Туркменистан – подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Эта конвенция известна под названием Тегеранской. Несмотря на ее существование, соседи по Каспию пока не договорились о правовом статусе их общего моря.

Иран предложил разделить Каспий на равные части: каждой стране по 20 процентов. Азербайджан отказался от такого принципа раздела. Ведь в таком случае треть азербайджанского Каспия переходила бы под юрисдикцию Ирана.

Сегодня есть надежды на мирное и справедливое решение проблемы. Между Казахстаном и Россией заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Азербайджан и Казахстан достигли аналогичного соглашения. И, наконец, РФ, Казахстан и Азербайджан договорились о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна.

Тем не менее проблема охраны национальных интересов России на Каспии весьма актуальна. Вот что нам сказал помощник командующего войсками Южного военного округа, начальник пресс-службы округа полковник Игорь Горбуль:

"Отряд кораблей Каспийской флотилии в составе малого артиллерийского корабля "Астрахань" и морского буксира вышли в Каспийское море для выполнения задач боевой службы и обеспечения военно-морского присутствия Российской Федерации в этих оперативно-важных районах Каспийского моря.

В ходе выполнения задач отряд кораблей обеспечивает защиту российского судоходства, объектов отечественной нефтедобывающей промышленности в акватории от возможных угроз, а также ведение наблюдения за добычей углеводородов и ресурсов в спорных районах моря. При выполнении этих задач экипажи малого артиллерийского корабля и морского буксира совместно с морскими пехотинцами, которые участвуют в походе, отрабатывают практические действия по отражению атак условных морских террористов".

Направление кораблей на Каспий со стороны России – не пустое бряцание оружием, а совершенно логичный и необходимый шаг, считает политолог Сергей Черняховский:

"Военный флот любой страны на то и существует, чтобы защищать свои, в частности невоенные, корабли, обеспечивать судоходство, обеспечивать безопасность от возможных действий пиратов либо любых недружественных сил. То, что эти умения и навыки надо тренировать, тоже понятно.

Плюс к этим очевидностям нужно учитывать нынешнее специфическое положение России. Она сейчас не может себе позволять ту расслабленность и доброжелательность, которую порой мог позволить себе Советский Союз. Тот мог при необходимости где-то уступить, где-то не реагировать адекватно, то есть, я имею в виду, - со всей силой, требуемой в том или ином случае. Потому что никто не сомневался, что он может это сделать и что у него для этого потенциала достаточно.

Россия находится в таком положении, когда все время должна пока заново доказывать, что она может. Если она чего-то не подтвердит, будет считаться, что она этого не может. Поэтому ей нужны в большей степени, чем многим другим странам, такие демонстративные действия, которые подтверждали бы то, на что у нее есть ресурсы.

А по поводу Каспийского моря еще только предстоит договариваться. Причем договариваться должны по большей части государства новые и ничем свой потенциал не проявившие. Значит, Российской Федерации надо демонстрировать мускулы и таким образом, скажем так, готовить почву для переговоров. Такова специфика Каспийского региона".

Как сообщила пресс-служба Южного военного округа РФ, каспийский отряд кораблей уже приступил к выполнению элементов задач по совершенствованию морской выучки экипажей в условиях совместного плавания, при маневрировании и выполнении тактических задач. В ходе этого плаванья экипажам предстоит пройти по Каспию около полутора тысяч миль и в очередной раз проверить слаженность действий экипажа и боевую готовность корабля.

Алексей Черниченко,

Радио "Голос России"