Листаю центральные и местные газеты. И почти в каждой так или иначе речь идёт о работе ЖКХ, о проблемах ЖКХ, о том, как предполагается улучшить работу ЖКХ.
Рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы был и остаётся приоритетом государства. Во всяком случае так декларируется. И не удивительно, что по решению правительства с первого января текущего года впервые за последние годы не произошло увеличения тарифов на ЖКХ. Это будет сделано с первого июля. Однако факт остаётся фактом: Россия по коммунальным расходам обогнала многие страны Европы.
И действительно, почему люди должны так много платить за электроэнергию, воду, тепло в доме? Социологические опросы показывают, что оплата коммунальных счетов становится непосильной ношей для большинства российских семей. Но главное – подавляющее большинство не понимает, кому и за что они платят. Взять, к примеру, жилищные услуги. Плата за них составляет около 20 процентов в общем объёме коммунальных платежей. Собираются миллиарды рублей, а между тем во многие подъезды домов не хочется входить: грязно, темно, стены обшарпанные, окна выбиты….
Проведённые в 2011 году проверки показали неблагополучное положение. Были возбуждены сотни уголовных дел. Только вот об улучшении дел в этой сфере говорить не приходится. И примеров тому – хоть отбавляй. Вот один навскидку. В октябре прошлого года жильцы дома по улице Боевой, 72 а, корпус 1, в Астрахани более десяти дней сидели без тепла и горячей воды. Они обошли несколько инстанций. В том числе мэрию, прокуратуру, службу строительного и жилищного надзора. И нигде не получили вразумительного ответа на их проблему. И только обращение в интернет-приёмную следственного управления по Астраханской области сдвинуло дело с мёртвой точки. Авария, на которую ссылалась бригада «Лукойл-ТТК», была устранена всего за два дня, хотя жильцам дома и уполномоченному по правам человека организации, ответственные за теплосеть, которая идёт к названному дому, обещали выполнить ремонтные работы лишь в течение года.
Жилищно-коммунальный комплекс страны один из наиболее коррумпированных секторов экономики. Недавно Генеральная прокуратура страны совместно с фондом содействия реформированию ЖКХ создала межведомственную рабочую группу, главной задачей которой является обеспечение сохранности бюджетных средств, выделяемых в жилищно-коммунальную сферу. В состав этой группы вошли представители МВД, Минрегиона, Росфиннадзора, Федеральной службы по тарифам, Росфинмониторинга, общественной палаты и некоторых других ведомств. В своей работе этот орган должен активизировать межведомственные взаимоотношения для проведения проверок по фактам нарушений при распределении бюджетных средств в ЖКХ. В задачи этого органа входит также выявление и пресечение фактов хищений с использованием фирм-однодневок, операций по выводу за рубеж государственных денег, а также их перечисления на счета руководителей госпредприятий, тесно связанных с коммерческими структурами.
Надо отметить, что в последние годы Генпрокуратура проводит масштабные проверки в системе ЖКХ. В одной из последних проверок, завершившейся в ноябре 2011 года, по всей стране выявлено 16 тысяч нарушений. Результатом этих проверок стало возбуждение более 450 уголовных дел. Общая сумма по ним составила 5,5 миллиарда рублей. К уголовной ответственности было привлечено 2700 человек.
Намерена усилить контроль за всеми предприятиями, имеющими отношение к сфере жилищно-коммунального комплекса, федеральная налоговая служба страны. В текущем году планируется проверить 500 различных организаций и компаний. Ожидается, что в результате этих проверок в бюджет вернутся значительные средства. Это 20 процентов налога на прибыль, 18 процентов НДС, штрафы и различные пени.
Как считают специалисты, причиной высоких тарифов в сфере ЖКХ являются подобные махинации.
На борьбу с нарушениями в жилищно-коммунальном хозяйстве подключилось и Министерство внутренних дел. Президент Росси назвал ситуацию с нарушениями в ЖКХ настоящей эпидемией и предложил решить эту проблему всеми возможными средствами. Именно с этим связано открытие «горячей линии», которая стала работать под эгидой общественной палаты России с 13 февраля текущего года. По этой линии граждане могут позвонить в случае несогласия с тарифами на коммунальные услуги, а также сообщить о других нарушениях.
Рост тарифов на ЖКХ – это явление вызывает особое возмущение граждан. И провоцируют это явление, прежде всего, сетевые компании, которые закладывают в оплату своих услуг лишнюю надбавку, решая, таким образом, для себя проблему издержек. А вот стимулов содержать сети в порядке и поддерживать качество услуг на должном уровне у них руки не доходят. Поэтому вопрос прозрачности формирования тарифов должен оставаться ключевым. И вообще, всё, что связано с тарифами: экономическое обоснование, регулирование, расходование средств – всё это должно быть публично.
Закон о свободном доступе к информации о стоимости услуг, тарифах на ресурсы, финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний принят. Теперь он должен выполняться. А те, кто скрывает информацию от граждан, может понести заслуженное наказание. На очереди новые законодательные акты: о водоотведении и об ответственности за нарушение правил подключения к сетям коммуникаций. И только чёткий контроль со стороны региональных и федеральных властей позволит законодательству работать эффективно, а главное – без каких-либо нарушений и противоправных действий. И в первую очередь, в финансовых вопросах. И уж коль коммунальные услуги сейчас стали рыночными, значит, человек должен знать, за что он платит. А также должен знать, за что он платит так много. И если эти услуги некачественные и не в том объёме, значит, должен платить меньше. Так что на государственном уровне нужно установить требования к качеству коммунальных услуг и найти такой механизм перерасчёта платежей, который бы устраивал и потребителей, и производителей услуг. Только государственный и общественный контроль в сфере ЖКХ может придать серьёзный импульс повышению эффективности работе в такой проблемной отрасли, которая называется жилищно-коммунальным хозяйством.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 8, 16.03.12