Интерес к культурно-историческому наследию Астрахани естественным образом пересекается с глубокой обеспокоенностью, которую вызывает плачевное состояние значительной части памятников местной архитектуры.
Мы продолжаем серию бесед с Сергеем Львовым – известным астраханским краеведом и общественным деятелем, который занимается вопросами сохранности и восстановления материального достояния ушедших эпох, что лежат в основе облика нашего города, уникального и удивительно незащищённого от времени, людского равнодушия и финансового неблагополучия. Предыдущие две части разговора: Первая часть. Вторая часть.
- Сергей Германович, мы говорили с вами о важности частного участия в решении вопросов сохранности культурно-исторического наследия Астрахани, о привлечении внебюджетных средств к реставрации некоторых памятников архитектуры и их деталей. Почему с этим возникают трудности? Ведь в истории нашего города много примеров меценатства и рачительного отношения к месту, где ты живёшь. Расскажите о некоторых примерах подобной деятельности предшественников нынешних представителей астраханского бизнеса.
- У нас была целая плеяда представителей астраханского купечества, которые наряду с тем, что успешно вели бизнес, остро заботились о благополучии Астрахани, об её чести, об её престиже, об элементарных насущных нуждах.
Например, Степан Мартынович Лианозов оставил память о себе благодаря щедрому дару в пользу Астрахани, который представлял себе огромный по тем временам капитал, предназначенный для реализации различных социальных проектов. Для управления им в дальнейшем был учрежден специальный «Благотворительный фонд имени Степана Мартыновича Лионозова». Этот фонд принимал участие в устройстве в Астрахани дома трудолюбия и ночлежного дома, попечительства о бедных детях, финансировал общества сестёр милосердия и комиссии народных чтений, а также выделял средства на содержание больных в глазной больнице. Любопытным начинанием фонда было выделение премий за лучшие сочинения, касающиеся благоустройства города.
Незадолго до кончины Лианозов С.М. озвучил в городской думе проект использования городских водоемов в интересах Астрахани, главным элементом которого была забота о постоянном дноуглублении городских каналов: дренировании Кутума, Варвациевского канала, Адмиралтейского затона.
После кончины благотворителя его наследник, выполняя волю отца, в том числе, приобрел для города специализированное мелкосидящее судно-землечерпалка, проходящее под всеми мостами, с помощью которого до 30-х годов прошлого века работники городского хозяйства Астрахани пытались поддерживать в надлежащем виде состояние астраханских водовместилищ.
Отрадно, что память о деяниях выдающегося астраханского благотворителя достойно сохраняется.
В Волго-Каспийском Морском рыбопромышленном колледже, расположенном частично в бывшем доме Лианозова С.М., есть музей этого учебного заведения, где создана отдельная экспозиция, посвящённая его деятельности.
Руководит этим музеем Наталья Дмитриевна Марисова, доцент кафедры культурологии АГУ. Она не только популяризирует деятельность Лианозова С.М., но и успешно привлекает из внебюджетных фондов дополнительные средства, в том числе на научную реставрацию его бывшего дома – памятника истории культуры.
Примеров личного вклада в благополучие нашего города представителей астраханского купечества множество, все они достойны отдельного изучения и грамотной популяризации, что и пытаются сейчас делать неравнодушные краеведы-активисты.
- Стоит ли в Астрахани продолжать начатую несколько лет назад программу по переименованию улиц? Названия некоторых из них вызывают до сих пор массу вопросов.
- Эти вопросы остро стояли ещё в 1991 году. Я участвовал во всех тогдашних обсуждениях.
А позднее мэр Астрахани С.А. Боженов своим постановлением от 29 июня 2007 года вернул и трансформировал названия четырем центральным астраханским улицам.
Так, бывшей улице Желябова было присвоено название Адмиралтейская в память об астраханском адмиралтействе, администрация которого находилась в здании, расположенном ранее в юго-восточной части нынешней площади Ленина.
Это был достаточно неплохой вариант переименования, хотя, с точки зрения астраханской топонимики, тут казус: ведь это название до 1920 года носила заканальная часть нынешней улицы Карла Бэра.
Но очевидно одно: Андрей Иванович Желябов не имел никакого отношения к нашему городу. И, согласитесь, наименование какой-либо из улиц в честь памяти террориста выглядит несколько странно. Это касается в равной степени и Желябова, и Халтурина. Поэтому, с моей точки зрения, очень справедливо было вернуть бывшей улице Халтурина историческое наименование Ахматовская.
Тут возникает маленькая неувязка. Гости Астрахани, да и многие горожане, как правило, уверены, что это имя присвоено улице в честь замечательной русской поэтессы Ахматовой. Но название «Ахматовская» существовало задолго до её рождения.
В вышеупомянутом постановлении Боженова С.А. отсутствует мотивация для переименования. А между тем существует точка зрения о возможности увязки топонима «Ахматовская улица» со знаменитой до 1917 года астраханской фамилией.
Известна замечательная книга А.С. Маркова «Одна из рода Ахматовых», где впервые подробно упоминаются деяния Федора Антипьевича Ахматова – капитана 1 ранга, командира части русской эскадры при штурме Измаила в 1790 году, а в дальнейшем командующего Каспийской флотилией и командира Астраханского порта. Его внучка Елизавета Николаевна Ахматова стала выдающейся русской писательницей, переводчицей, а также издательницей ведущих российских журналов. Подробности можно узнать, если прочитать вышеупомянутую книгу. Не пожалеете. Она стоит того…
Убежден, что надобно поставить, что называется, точки над «i», и утвердить заслуги наших астраханских Ахматовых, как первопричину появления топонима «Ахматовская улица».
Теперь о возврате исторических названий Никольская и Эспланадная улицам, ранее носящим имена Розы Люксембург и Александра Трусова.
Думаю, что имена революционеров оказались на карте города как дань конъюнктурной политической моде. Возврат старых названий возвращает нас к историческим первоистокам Астрахани. Скажем, название улице Никольская дала церковь во имя Святого Николая Чудотворца (или как ее называли астраханцы, во имя Николы Гостиного) находившаяся на ул. Ахматовская в самом ее начале, напротив сожженного в ходе январских боев 1918 года Гостиного двора. Она была любимым храмом в Астрахани для моряков и речников (Святой Николай Чудотворец считается их покровителем), которые выгрузив грузы со своих судов на многочисленных волжских пристанях, шли молиться в Никольский храм по ул. Никольской.
Эспланадная улица получила свое название еще в 1837 году, именно по ней проходила граница Белого города. Отрадно, что на карту города вернулся традиционный топоним.
В рамках принятия решения о возвращении исторических названий улицам был проведен опрос 5000 горожан, 70 процентов из которых высказались в пользу переименования. Но все же широкого общественного обсуждения не проводилось, никто не знал деталей принятия решений комиссией по переименованию.
Мне думается, что в дальнейшем при принятии подобных кардинальных топонимических изменений следует более широко учитывать мнение жителей Астрахани, как это было недавно сделано при обсуждении вопроса о будущем Казачьего ерика.
- Как Вы считаете, насколько актуальны сегодня общественные движения, в частности, чья деятельность направлена на защиту культурных и гуманитарных интересов, насколько к ним прислушиваются?
- Я считаю, что если ты по-настоящему любишь свой город, ты должен что-то для него сделать независимо от государства, вложить в него свой определённый вклад. Я, как могу, поддерживаю инициативы, направленные на сохранение его культурно-исторического наследия. Что-то дарю в картинную галерею, хотя считаю, что мне рассказывать подробно о своих дарах не очень скромно.
Особенно обидно, когда подарки городу от лица общественных организаций не только не сохраняются, но даже и разрушаются вандалами при попустительстве арендаторов здания и городских властей.
Яркий пример.
У нас напротив сквера Гейдара Алиева, по адресу Набережная Приволжского Затона, 11, расположено здание бывшей Мочаловской гостиницы. В этом доме родился Сергей Михайлович Мочалов. Он был блестящим европейской известности художником-графиком. У него есть масса классических книжных иллюстраций к произведениям Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Полежаева и многих других российских поэтов и писателей. Оригиналы хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и многих частных собраниях.
Художник принимал активное участие в пропагандистском обеспечении Победы во время ленинградской блокады. Скончался в 1957 в Ленинграде.
В 1991 году астраханским отделением Всероссийского Фонда культуры была изготовлена и установлена мемориальная доска в честь С.М. Мочалова, родившегося в этом доме. Но при многочисленных перестройках фасада здания в 90-е годы, доска исчезла.
Вторую мемориальную доску в честь С.М. Мочалова изготовил и установил Фонд Гейдара Алиева во время комплексных реставрационных работ на здании бывшей мочаловской гостиницы в 2020 году. Доска находилась на переднем фасаде здания у входа во двор.
В настоящее время этот фасад облагорожен расположенным на первом этаже здания кафе-баром «Хорошее заведение».
Мемориальной доски в честь С.М. Мочалова нет и в помине.
Само собой разумеется, что мемориальная доска должна быть немедленно найдена, либо вновь изготовлена и возвращена на прежнее место
О сложившейся ситуации хорошо знают и в службе государственной охраны культурного наследия, и в мэрии Астрахани, и в администрации Кировского района. Однако воз и ныне там.
Давайте с интересом проследим, как будут дальше развиваться события с решением этого очевидного и, казалось бы, простого вопроса.
Беседовала Екатерина Некрасова
всегда народ , а так называемые предприниматели вели хищнический вылов
рыбы, и шиш дали бы они на очистку канала
если бы не добровольно - принудительная просьба властей.
И сейчас должно так же происходить , но только , и именно - на Государственном уровне .
А то развезли здесь сопли на два тома а народ так ничего и не понял.