Состоялось открытие Астраханского театра оперы и балета. «Факт и компромат» спросил астраханцев: как вы относитесь к этому событию и чьё выступление хотите увидеть в театре в первую очередь?

На вопрос корреспондента ответили Н. Жилкина, В. Протопопов, Т. Минеева, А. Шабаева, О. Рябочкин, Я. Горбунов, Э. Идрисов, Ю. Молчанова, Д. Потапов, А. Сорокин, А. Гандеев, К. Гаранин, А. Старовойтов, М. Алексеева и многие другие астраханцы...

Надежда Жилкина, заместитель министра спорта и туризма Астраханской области:

Считаю, что в настоящем можно моделировать будущее. Строя в Астрахани театр такого масштаба, руководство региона предопределяет возможность выступления на нашей земле звезд культуры первой величины - и это замечательно!

Хотелось бы увидеть выступления Хосе Каррерас и Пласидо Доминго.

Александра Павлова, гендиректор ООО «Жизненное начало»:

Положительно отношусь. С удовольствием сходила бы на Монтсеррат Кабалье.

Виктор Протопопов, президент АРОО «Астраханский клуб футбольных болельщиков»:

Отношусь отлично, считаю, что Астрахань заслужила такой прекрасный театр, и надо сказать спасибо губернатору А.А. Жилкину.

Хотелось бы, чтобы театр стал поистине Меккой для самых выдающихся мировых трупп. 27 октября посмотрим на Мариинку - отличное начало, главное не сбавлять темпы!

Татьяна Минеева, руководитель Агентства стратегических инициатив Астраханской области:

Отношусь положительно. Астрахань благодаря такому объекту упрочила статус Каспийской столицы России.

Жду на сцене звезд балета Большого театра.

Алиса Шабаева, лидер АРО ООД «Россия Молодая»:

Появление театра оперы и балета в Астрахани было необходимо. Все-таки музыкальный театр в парке «Аркадия» своими архитектурными формами не очень напоминает «храм искусства», зал Драматического театра не очень велик, ТЮЗ носит иную специализацию. Но вот послушать артистов мюзиклов, великих оперных певцов, посмотреть балетные постановки всегда хотелось. Я бы построила театр меньших размеров, но раз было принято решение о строительстве именно такого объекта, значит это основано на каком-то анализе. В любом случае, появление Астраханского театра оперы и балета должно стать стимулом к более активному развитию искусства в Астрахани, к появлению у детей интереса к оперному пению и балету.

Хотелось бы увидеть на сцене Анну Нетребко, известнейшую оперную певицу.

Олег Рябочкин, вице-президент Астраханской торгово-промышленной палаты:

К открытию театра, как источнику получения новых знаний и эмоций, отношусь положительно. Но во всех делах, особенно когда это касается таких огромных объектов, должен, по моему мнению, присутствовать здравый смысл и хозяйственный подход. Понятно, что объект социальный, но та нагрузка по содержанию, которая ляжет на областной бюджет на долгие, долгие годы - считаю необоснованной. А у нас как всегда - кто-то войдет в историю, а кто-то эту «историю» будет разгребать.

Я, к сожалению, не большой поклонник классики. Не знаком с техническими возможностями нового театра, но с удовольствием бы посетил альтернативу классике, например, рок. С удовольствием смотрю шотландские танцы.

Яков Горбунов, журналист:

Моё отношение крайне положительное, несмотря на затянувшийся запуск, несмотря на вырубленный парк. Астраханцы (а ведь для них, собственно, всё и сделано) получили замечательную возможность проводить время в хорошем месте, ибо в сравнении с мрачной глыбой старого музыкального театра...

К сожалению, я не разделяю любовь к балету, я его попросту не понимаю и не могу оценивать ни объективно, ни субъективно. Но если говорить об опере, то, разумеется, я бы не без удовольствия послушал австрийских и итальянских мастеров. Опять же, если говорить в плане оперы. Но и опера, и балет имеют узкую направленность: в Астрахани найдётся очень мало ценителей оперы и балета, ради которых стоило вообще начинать этот разговор.

Мои музыкальные предпочтения несколько иного рода и они всегда пересекаются с хорошей музыкой национального колорита. Это, прежде всего, тяжёлая музыка. Но не только. Открытие такого театра я бы смело доверил скандинавской рок-группе En Extremo, на концерт которой я пойду пятого ноября в Москве. И тут мы затрагиваем тему наполняемости театра. В Астрахань вообще мало кто приезжает из разряда хороших музыкантов. Чего уж говорить о высшем пилотаже. И дело тут не в театре даже, а скорее в том, что в городе мало людей, способных привезти к вам профессионалов. И это реальная проблема, это беда Астрахани. Вы можете построить кучу театров, в которые никто не приедет ни с Севера, ни с Запада. А на Юге и на Востоке вы не найдёте музыку толковую - покажите мне десять мировых музыкантов из Азии, Кавказа и Закавказья? Они есть, но та же Тамара Гвердцители не приедет в Астрахань - ей в Москве хорошо.

Эльдар Идрисов, руководитель Центра ногайской культуры «Эдиге»:

При всей критике, которая обрушилась на строительство нового Музыкального театра, я отношусь к проекту нормально. Считаю, что он направлен больше на будущее. Не секрет, что уровень культуры региона в целом, а в частности, уровень профессионального исполнительства пока оставляет желать лучшего. По крайней мере, есть к чему стремиться. Появление такого крупного объекта культуры станет стимулом для местных творческих коллективов, а также даст возможность приглашать в Астрахань звезд российского и мирового уровней. Надеюсь, со временем театр будет себя окупать. Меня также обрадовало, что со слов губернатора А.А. Жилкина, здание старого Музыкального театра будет отдано под творческие объединения этнокультурных сообществ и таким образом в городе Астрахани появится Дом дружбы народов.

Ну, а на сцене нового Музыкального театра я, конечно, мечтал бы увидеть наш образцовый ансамбль «Тулпар», который под руководством Р.А. Кутламбетовой активно развивается и на будущий год готовится отметить 5 лет.

Юлия Молчанова, специалист по внешним коммуникациям Астраханского филиала ОАО «ВымпелКом»:

Я горжусь тем, что такое грандиозное сооружение находится именно в моем родном городе. Это еще одна возможность заявить о том, что Астрахань не захудалая провинция. Выступления известнейших людей страны и мира на новой сцене поднимут культурный статус региона.

Жду выступления балетной труппы Мариинского театра, театра оперы и балета Перми, Дениса Мацуева и Дмитрия Хворостовского.

Дмитрий Потапов, сити-менеджер г. Камызяк, советник вице-губернатора Астраханской области:

Масштаб театра действительно очень серьезный. Фактически - это якорная конструкция культуры не только Астраханской области, но и всего Нижнего Поволжья и Прикаспия. Это не объект, призванный удовлетворить отдельные потребности местного населения, как сельский клуб. Это площадка, благодаря которой Астрахань может привлечь:

- театральные фестивали;

- оперные фестивали;

- кинематографические фестивали;

- музыкальные фестивали, классические, рок, и многие другие направления.

Никто ведь не спрашивает, зачем поселку Красная поляна с тремя тысячами жителей такая большая горно-спортивная инфраструктура с двумя десятками лыжных подъемников? Ответ очевиден.

Театр - уникальная площадка, которая постепенно, но неуклонно будет насасывать культурно-туристический поток. У нас есть шанс встретить в Астрахани Scorpions, Yello, .... русский рок, Вячеслава Бутусова и многих, многих... велики современников!

Губернатор Жилкин - просто молодец! Он ломает стереотипы. Открывает перспективы. Население тоже надо воспитывать, а часто это бывает очень больно и неприятно. Эта площадка - повышение качества нашего будущего!

Единственный, незначительный аспект вопроса, который мне, как астраханцу не нравится, это то, что искореняются парки. И театр - не единственный пример. В этом ряду стоит Дворец правосудия и целый ряд объектов. Я за то, чтобы и старые парки сохраняли, и новые организовывали. Ведь Астрахань - это летняя пыль и жара. И парки - действительно легкие города. И это не пустые слова в наших-то летних условиях!

Тем более что в моем восприятии это был не парк Ленина, а парк, основанный лично императором Николаем II на месте бывшего ильменя.

Если бы театр располагался в границах улиц: Волжская, Ахшарумова, Бакинская, Кирова - на месте знаменитых астраханских плещеевских развалин, которые не испугались бы расселения в сжатые сроки, а вокруг Театра была бы новая коммунальная инфраструктура, а также огромный театральный парк площадью в десятки гектар – это вообще был бы полный восторг!

Алексей Сорокин, руководитель АРО «Центр противодействия коррупции»:

Несмотря на все брюзжания типа, какой ценой и во сколько обойдется казне его содержание, театр красив, монументален и, безусловно, украсил наш город.

На его сцене должен быть хороший балет, в идеале Мариинка.

Александр Гандеев, аналитик «Фонда эффективной политики»:

К новому театру неоднозначное отношение.

На его сцене хотелось бы увидеть в первую очередь неформальных отцов-основателей этого проекта Александра Александровича Жилкина и Германа Оскаровича Грефа с подробным отчетом о строительстве и всех потраченных на него средств, а также с репертуарными и бизнес планами театра на ближайшие годы.

Константин Гаранин, руководитель отдела по связям с общественностью - пресс-секретарь ОАО «МРСК Юга» – «Астраханьэнерго»:

Считаю, что для Астраханской области новый объект культуры и искусства необходим. Но не таких размеров и масштабов. Культурной столицей России нам не стать, и стремиться к этому - значит проявлять слишком большие амбиции. В этот театр я ходить не буду по многим, в том числе глубоко личным, соображениям. Поэтому мне все равно, кто там будет выступать. Скажу иначе. Я пошел бы туда при условии, если б мог услышать великих Лемешева и Лисициана. Увы, их давно нет на этом свете.

Александр Старовойтов, координатор Астраханского отделения ЛДПР:

Безусловно, открытие такого театра в Астрахани большое событие. Его смело можно назвать поизведением искусства. Надеюсь, что перед принятием соответсвующего решения по строительству этого обьекта, власти исходили и из экономической составляющей вопроса, ведь это не просто красиво, но и очень дорого. Хочу верить, что театр будет приносить реальный доход, а не ляжет огромным обременением на бюджет, который в настоящее время испытывает огромные трудности.

В первую очередь, хотелось бы увидеть труппу большого театра, чтобы дать возможность астраханцам, кто по различным причинам не был в столице, увидеть всю красоту русской балетной школы.

Евгений Головин, специалист в рекламной компании:

Появление этого объекта - знаковое событие для региона в сфере культуры. Я думаю, что с помощью театра регион сможет открыть очень серьезную нишу "культурного туризма". Хотелось бы, конечно, увидеть выступления многих звезд мировой оперы и театра. Но есть НО! Какова будет стоимость билетов для простых астраханцев?

P.S. Мало раскрутки у проекта для широкой общественности. Ведь многим вспоминаются только скандалы, связанные с затянувшимся строительством.

Илья Балашов, астраханец:

Двояко. Конечно, большая качественная площадка городу очень нужна. Но то, что сотворили, убив парк, мне кажется перебором.

Кто будет выступать на сцене, мне кажется, неважно, главное чтобы астраханцы могли получить духовную пищу по приемлемым ценам. А соотношение спроса и предложения покажет репертуар.

Елена Крупнова, И.о. заведующей детского сада № 68:

Появление такого объекта культуры в Астрахани, прежде всего, большая ответственность для жителей города. Нужно соответствовать! "Держать марку!". А увидеть хотелось бы выступление Хворостовского.

Марина Алексеева, председатель Лиги избирательниц Астраханской области:

Положительно отношусь к появлению театра, но именно этот объект слишком велик для нашего города и, боюсь, подорвет областной бюджет.

Хотела бы увидеть балет"Лебединое озеро" в исполнении труппы Большого Театра.

Владимир Карасёв, астраханец:

Да никак не отношусь. Очередной приступ гигантомании. Вопрос этот надо было задавать перед началом проектирования.

На сцене театра хотел бы увидеть Мадонну.

"Факт и компромат" № 33, 28.10.11.