В период с 1917 года по 1991 год на территории России рулевыми на всех уровнях власти были представители коммунистической партии. Тогда так и говорили: «Партия — наш рулевой!»
После августа 1991 года, когда был объявлен запрет КПСС, картина должна была измениться, но она не изменилась.
В Астрахани каким-то «чудом» на момент ГКЧП председателем облисполкома (исполнительная власть) оказался бывший 2-й секретарь обкома КПСС Анатолий Гужвин, а председателем областного Совета депутатов трудящихся (законодательная власть) стал бывший 1-й секретарь Астраханского обкома КПСС Иван Дьяков. Действующим 1-м секретарем обкома КПСС был вчерашний председатель колхоза Горбунов, а 1 секретарем обкома ВЛКСМ - Александр Жилкин - он даже защищал с автоматом Белый дом от свирепых боевиков ГКЧП...
В результате пострадал Иван Дьяков — он единственный из всего руководства области и города якобы поддержал ГКЧП! Объясняется всё просто: Иван Дьяков человеком был пришлым, всех тонкостей астраханской жизни не понимал... Поэтому его и выперли из областной власти.
С легкой руки А.П.Гужвина все областные властные структуры были заполнены бывшими работниками комитетов КПСС и ВЛКСМ. Это положение не изменилось и после ухода из жизни Анатолия Петровича. По этой причине коррупция стала естественным условием астраханской жизни. Коррупция, если можно так выразиться, в условиях Астрахани выросла из корпоративности. Партийные и комсомольские работники обладают одним и тем же «ценным» качеством: они привыкли выполнять указания сверху. Поступило указание из ЦК развернуть антицерковную борьбу. «Есть!» - звучит ответ, и борьба разворачивается. Но это было давно. Теперь другие времена. Теперь центр не детализирует задачи. Он просто не может их детализировать на все случаи жизни. Сейчас требуется не просто транжирить бюджетные средства, не просто разворовывать их, а ХОЗЯЙСТВОВАТЬ, что значит не только тратить, но и зарабатывать. Именно зарабатывать, а не стоять с протянутой рукой в ожидании инвесторов и подачек из федерального бюджета.
«Ничего, - говорят оптимисты, - старые люди уйдут, на их место придут новые люди с передовыми взглядами!»
В этот оптимизм хочется верить, но знание и опыт не оставляют от оптимизма ни одного живого места. Вор-руководитель никогда не будет окружать себя честными людьми. И когда он уйдет, - смену будут искать среди его окружения...
По-настоящему повезло Саратову. В феврале 1992 года каким-то наитием Б.Н.Ельцин ставит главой областной администрации Белых Юрия Васильевича, в бывшем директора птицефабрики. Везение продолжается, и в 1996 году губернатором Саратовской области становится Аяцков Дмитрий Федорович, в бывшем главный агроном сельхозпредприятий. Счастье саратовцев продолжается и дальше — в 2005 году губернатором утверждают крепкого хозяйственника, а не искателя инновационных проектов, Ипатова Леонида Павловича, работавшего до этого директором Балаковской АЭС. Результат налицо — крепкое сельское и промышленное хозяйство области.
В Астраханской области развитие промышленности и сельского хозяйство, если оно и происходит, является результатом упорства отдельных индивидуумов и происходит не благодаря поддержке областных властей, а скорее вопреки усилиям этих властей. Создается впечатление, что уничтожение сельского хозяйства области было произведено для создания благоприятных условий для продвижения сельскохозяйственной продукции Исламской республики Иран, в которой души не чаял покойный губернатор А.П.Гужвин...
Ныне в 24 из 95 российских регионов руководят люди с партийным прошлым — работники комитетов КПСС и ВЛКСМ. Постепенно люди из прошлого сдают свои позиции, но цепляются за власть, стараясь на смену себе ставить своих нравственных клонов, т.е. руководителей без твердых идеологических позиций, которым всё равно, в какой партии состоять — лишь бы быть у власти ( КПСС, Наш дом Россия, Единая Россия и т.д., и т.п.).
В руководство регионов приходят разные люди.
Радует, что губернатор Ивановской области — сын православного священника-проповедника Александра Меня. Астраханцы могут гордиться, что наш земляк Кобылкин Д.Н. ныне работает в должности губернатора - руководит Ямало-Ненецким автономным округом.
К власти приходят новые люди с новым мышлением, с новыми приоритетами.
Идет естественный отбор и своеобразная кремлевская селекция руководителей высшего звена регионов.
Борьба идет серьезная. Случайно ли, что и Михаил Евдокимов (1957-2005 г.г.) и Александр Лебедь (1950-2002 г.г.) погибли в катастрофах, став губернаторами? Достаточно вспомнить, что в период работы М.Евдокимова были установлены самые высокие закупочные цены на зерно — 4 тыс руб. за тонну. Свои долги хозяйства могли погашать, сдавая зерно. Но действия М.Евдокимова саботировались старой «гвардией» партократов. Хозяйства втихую вывозили зерно за пределы Красноярского края и сдавали себе в убыток — за 2.5 — 3 тысячи рублей за тонну только для того, чтобы не дать администрации М.Евдокимова работать...
Да, порой в президенты национальных автономий и губернаторы регионов проходят откровенные бандиты. Но это одиночные случаи и они только подчеркивают общую картину постепенного оздоровления властных структур регионов России.
Автандил Камикадзе,
"Факт и компромат" №23, 30.07.10.