Существует такая группа людей, именующая себя казаками. Проживают они на самых разных территориях, включающих в себя, в том числе, и наш регион. Вообще история казачества очень интересна и богата всякими событиями, но сейчас о том, что оно представляет собой в настоящее время.

В Астраханской области казачество достаточно активно поддерживается властью и по вполне логичным причинам. Оно должно способствовать поднятию уровня патриотизма у подрастающего поколения, приучать его чтить свои корни, в общем, делать то, что не всегда удаётся сделать самой власти.

На первый взгляд, дело нужное. Молодёжь должна любить свою Родину, а это невозможно без знания её истории. И всё бы хорошо, если не брать в расчёт личности тех, кто молодёжи и должен, по плану, прививать патриотизм.

При ближайшем рассмотрении казачьего движения в Астраханской области, открываются интересные вещи. Например, что движение совсем не такое цельное, как хотелось бы.

Подобных организаций несколько штук, причём довольно затруднительно посчитать, сколько их конкретно, поскольку организационная форма достаточно сильно различается. И что самое главное, одни организации в упор не хотят признавать другие, называя их ненастоящими. А некоторые вообще делают вид, что совершенно не знаю о существовании других.

В итоге большая часть сил у представителей этих организаций уходит на подковёрную борьбу. Какая может быть работа с молодёжью в таком случае?

Такая ситуация сложилась не только в астраханском казачестве. К примеру, среди национальных обществ за рубежом, русское является редким примером разрозненности. Ну не могут никак договориться, кто же всё-таки главнее. И пока другие выбирают какого-никакого лидера и объединяются вокруг него, у нас много лидеров, но мало толку.

Но не пора ли эту ситуацию переломить? Казаки, вам самим-то не стыдно? В стране до сих пор не очень благоприятная остановка, молодёжь предоставлена сама себе, а вы в это время, взрослые люди, занимаетесь тем, что выясняете, кто из вас настоящий казак, а кто нет. Не пора ли уже, наконец, объединиться и начать действовать в правильном направлении? Какому патриотизму вы сейчас можете научить молодое поколение, если сами, своими действиями, показываете что-то совершенно другое?

Особенно на этом фоне удивительно существование при губернаторе А. Жилкине целого отдела по работе с казачеством. До сих пор интересно, чем же там занимаются, если казачество в настоящее время пребывает в таком состоянии? Доходит до абсурда – когда кого-то снимают с атаманов, он идёт и делает своё отдельное казачье движение. Вы можете такое представить, к примеру, в кадровой армии? Чтобы офицера за какой-то проступок выгнали, а он пошёл и организовал свою собственную армию, причём на вполне законных основаниях? Тут и думать не надо, чтобы понять, к чему такая ситуация может привести. А в казачестве такое в порядке вещей. Чуть ли не любой может взять, объявить себя казаком, зарегистрировать свою организацию и делать всё, что ему заблагорассудится. Разве это нормально?

На мой взгляд, казаков в нашей области можно разделить всего на две группы. Первая – это те, кто реально имеет право называть себя казаком с исторической точки зрения, ценит это и чтит историю, независимо от финансирования и официальных званий. Вторая - их полная противоположность, которые за бюджетные деньги и модные тенденции завтра готовы назваться хоть адептами секты мировой термоядерной войны. И вот вторым патриотическое воспитание молодёжи доверять ни в коем случае не стоит.

Вадим Окороков,

"Факт и компромат" № 38, 01.12.10.