В картинной галерее работает выставка «Художник без рам», приуроченная к 75-летию со дня рождения известного живописца, графика и педагога Шамиля Такташева. Его обширное творческое наследие отражает разносторонний талант автора, работы которого не могут никого оставить равнодушным.
На выставке представлены произведения из художественного фонда галереи и частных коллекций Нины Кархалёвой, Александра Косыхина, Михаила Катруцы, Ольги Марковой, Раисы Захаровой и семьи художника.
Куратором юбилейной памятной выставки выступил сын художника, заведующий научно-просветительским отделом Догадинки Максим Такташев. Специально для AST-NEWS.ru он провёл экскурсию.
– Максим, расскажите о работах Шамиля Такташева, разместившихся в первом зале?
– Идея этого зала – показать раннее творчество художника, пришедшееся на 70-80-е. Это живописные работы, выполненные темперой по левкасу. Он вдохновился этой техникой у Дмитрия Жилинского, который преподавал ему в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Вернувшись в Астрахань, Шамиль Такташев на протяжении 15 лет последовательно работал в данной технике и оригинально воспроизводил сюжеты из окружавшей повседневности. При этом источником вдохновения нередко становилось искусство предшествующих эпох. В некоторых работах чувствуется влияние искусства иконописи, художников эпохи Ренессанса и Кузьмы Петрова-Водкина, живопись которого Такташев высоко ценил.
Хорошо видно, как уже в своих ранних работах художник свободно распоряжается пространством: например, в картине «Одинокие фигуры в пейзаже» (1983), где оригинально сочетается реальный вид из окна квартиры, где жил художник, с сочинённым пейзажем. В этой и многих других картинах Такташев замечательно работает со светом, создавая в живописи самобытную атмосферу, куда помещены герои.
– Как отец стал студентом одного из ведущих художественных вузов страны?
– Путь его становления художником интересен. В 1961 году Шамиль Такташев поступил в Астрахани в детскую художественную школу № 1. Отдать туда сына настоятельно рекомендовала известный астраханский искусствовед Ольга Рындина, увидевшая рисунки мальчика. Впоследствии Шамиль Такташев был ей очень благодарен. Проучившись пару лет в ДХШ, Такташев поступил в Московскую среднюю художественную школу, которая считалась базовой при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
В 1968 году Такташев поступил в Суриковский на факультет живописи, где учился в мастерской Алексея Грицая, а одним из педагогов был Дмитрий Жилинский, ставший для Такташева авторитетом.
На выставке представлен эскиз к дипломной работе Шамиля Такташева «Моя бабушка и я». Как рассказывал отец, работа над дипломом давалась очень непросто. Сюжет диплома подсказал молодому художнику Алексей Грицай. Он навеян реальными событиями в жизни Такташева.На эскизе обращаешь внимание на контраст в изображении персонажей картины: фигура Сабиры Патеевой, бабушки художника – бледна, словно бесплотна. Незадолго до этого она ушла из жизни.
После учёбы в Москве Такташев вернулся в родную Астрахань, где 40 лет трудился как художник и педагог.
– Насколько московская школа живописи отразилась в творчестве Шамиля Такташева?
– Думаю, учёба в Москве очень благоприятно повлияла на него, ведь он учился в институте с богатой историей, замечательными преподавателями и многолетними художественными и педагогическими традициями. Столичное образование также сильно подвинуло Шамиля Абдул-Хамитовича в понимании изобразительного искусства, в «насмотренности»: он мог ходить на выставки московских художников, знакомиться с шедеврами живописи, хранящимися в ведущих музеях Москвы, вдумчиво изучать их. Словом, столичная творческая среда во многом сформировала его как художника.
Надо сказать, что Такташев и после учёбы продолжал активно расширять кругозор: очень много читал, живо интересовался искусством разных эпох. Его вдохновляло не только изобразительное искусство, но и музыка, театр, поэзия. Всё это по-своему претворялось в его творчестве.
– Во втором зале выставки представлены необыкновенные портреты…
– Такташев писал портреты на протяжении всей жизни.
Здесь мы можем увидеть, например, портрет его младшего брата Рафаэля, созданный совсем в молодом возрасте, но в нём уже виден большой талант и мастерство. В этом зале собраны портреты, созданные в разные годы.
И зритель может проследить, как менялся живописный язык художника от ранних работ до написанных в последние годы жизни. Часто прообразами для героев портретов становились близкие и знакомые художника. Но Такташев нередко «возводил» их в образы-символы. Это хорошо видно на некоторых работах в залах: «Абрикосы», «Обо мне», «Симметрия. Портрет Сергея Скисова» и другие.
– Натюрморты Шамиля Такташева, пожалуй, задают зрителям больше всего загадок…
– В 90-е натюрморт стал для художника жанром, где раскрылись его философские искания. Глядя на эти работы, прекрасно видно, как внимание Такташева устремлено к предмету, но нередко он показан не так, как мы привыкли видеть в обычной жизни, а, скорее, так, как художник его представляет, и нередко возникает несоответствие «внешнего» и «внутреннего». Не случайно одна из работ называется «В себе» (1997). На многих картинах изображены фрукты: яблоки, груши, и часто художник пишет их чёрным цветом, как будто они медленно увядают. Это авторские образы, и красноречивы слова художника, сказанные им незадолго до смерти, о том, что в 90-е годы он «выкладывался полностью в этих чёрных яблоках и чёрных ликах, выкладывался полностью перед холстом». Так он отражал на холстах оригинальное восприятие натуры.
Шамиль Абдул-Хамитович любил работать с материалом основы картины. Мы можем видеть на его работах вмонтированные вставки, неокрашенные участки, авторские прорези. Мы привыкли представлять картинное пространство как нечто цельное и неделимое. Возможно, Такташеву хотелось сделать это пространство прерывным, где-то обнажив фактуру основы, а где-то даже выйти за её пределы. Конечно, он не был первым художником, сознательно резавшим свои холсты, но у Шамиля Такташева такой приём обрёл собственный контекст.
– У выставки само по себе говорящее название…
– Да, её название «Художник без рам», как иронично называл себя Шамиль Абдул-Хамитович. Это можно понимать как в буквальном, так и в фигуральном смысле. Творчество Такташева довольно сложно воспринимать через чёткие стилистические рамки.
– Впечатляет обилие и разнообразие в работах Такташева определенных символов…
– Один из них – это кисти рук. Длинные тонкие пальцы в картинах сплетаются, складываются в изящные жесты, будто цветы. В некоторых работах всё внимание художника посвящено кистям рук, где-то они умело включены в контекст.
– Многие картины вашего отца обладают театральной магией…
– Художник любил театр. В одном интервью, посвящённом его персональной выставке «Параллельный реализм», проходившей в Астраханской картинной галерее в 1999 году, он сказал, что театр интересен ему как соединение двух реальностей, где одна – на сцене – активно работает, а другая – в зале – активно живёт. Эта тема объединила работы в одном из залов выставки.
Сразу несколько из них оригинально отсылают к теме сценического действия, а в других благодаря авторской драматургии граница между сценическим представлением и реакцией публики размывается так, что зрителю остаётся гадать, чьи эмоции он видит на картине: актёров на сцене или зрителей в зале.
– Самый большой выставочный зал отдан под полотна, объединённые сериями?
– Этот зал отражает поиски художника на рубеже веков. Здесь представлены некоторые работы двух известных серий «Античные мотивы» и «Химера гармонии». Сюжеты работ очень разные, отличается живописная форма, но в них замечательно проявилось его восприятие жизни, отразились чувства и переживания, диалог с мировой культурой. Отдельное место в экспозиции занимают картины с образами ангелов. К этому образу он обращался ещё в конце 80-х, но в начале 2000-х, уйдя к живописи, близкой к академической эстетике, он вернулся к нему. На работах в зале каждый ангел наделён своей индивидуальностью.
Думаю, картины в залах очень ассоциативны, у сюжетов много интерпретаций. Уверен, зритель по-своему прочитает каждую из работ, увидит в ней собственный смысл. Они будто приглашают начать с ними диалог, не оставляют равнодушными. Не это ли признак настоящего искусства?
– Талантливый живописец не может быть плохим графиком, что демонстрирует следующий зал…
– Шамиль Такташев был замечательным графиком. Он прошёл прекрасную школу, когда учился в Москве. Да и темперная техника, в которой работал некоторое время художник, требовательна к предварительному рисунку, поэтому он должен был хорошо им владеть. Художник замечательно рисовал не только карандашом, но и углём, сангиной, пастелью, тушью, акварелью. Несмотря на мастерство графика, Шамиль Абдул-Хамитович относительно мало демонстрировал рисунки на выставках – отдавал предпочтение живописи. Поэтому зал графики особо интересен. В нём представлены не только рисунки в разных жанрах и техниках, но и черновики эссе и писем, тетради и дневники художника, в которых Такташев рассуждал о природе искусства, мировосприятия. В некоторых рисунках собственно изображение соединяется с размышлениями автора.
– Отец повлиял на выбор вашей профессии?
– Наверное, по-своему повлиял, хотя художником я не стал: по образованию я историк. Но его искусство неразрывно с историей моей жизни – я рос среди этих работ, видел, как они рождались. Неоднократно ему позировал. Обидно, что отец так рано ушёл из жизни, когда мне было всего 17 лет. Жалею, что так мало говорил с ним о природе его творчества, наверное, не «дорос» тогда ещё до осознания интеллектуальной глубины его живописи. Я продолжаю открывать искусство Шамиля Такташева – для себя и всех, кто приходит на выставку. Это очень интересный опыт постижения и «раскрытия» заложенных в его произведениях, ранее неведомых мне, ассоциативных смыслов.
Выставка «Художник без рам» интересна своей концепцией - объединить музейное собрание и частные коллекции. Идея выставки – показать творчество Такташева как явление: через работы разных лет, образы, к которым он обращался, и темы, которые развивал в своём искусстве. Я очень рад, что благодаря помощи коллег и единомышленников эта выставка состоялась, и, надеюсь, станет замечательным символом памяти большого художника. Работа выставки продлится до 15 мая.
Интервью подготовила Екатерина Некрасова