Из-за варварских методов борьбы с браконьерством и бандитских разборок уникальная природа Астраханского края несёт огромные потери!

С давних времен человек бок о бок живет с природой. Раньше люди ей поклонялись, порою принося жертвы. В наш техногенный век, время прогресса отношение к природе кардинальным образом поменялось. Люди теперь считают себя выше природы. Не пора ли ответить на вопрос и решить поставленную жизнью задачу: природа - храм или мастерская?

Стремительное развитие техники отозвалось нам не только благами. Оно породило в человеке чувство своей ничтожности, которое рождает в людях презрение к самим себе и к жизни вообще, безнравственное отношение к миру. Люди настолько свыклись с пропастью, отделяющей их от природы и, следовательно, друг от друга, что просто перестали принимать ее во внимание. Спасение самих себя возможно только в духовном слиянии с природой. Именно в состоянии мирного покоя, навеянного природой, открывается самое хорошее в душе: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в человечности мира.

Но для браконьеров на Северном Каспии и покрывающих их лиц эти понятия не знакомы. Главная их забота - урвать себе кусок побольше, да пожирнее. Но разве хлебом единым живёт человек? Хочется браконьерам и их «крышам» другой, «красивой», «культурной» жизни. Но вся беда их в том, что представления об этой «культурной» жизни у них крайне убогие и криминальные. Неудивительно, что в такой среде процветает браконьерство и коррупция - страшная болезнь нашего времени. Истоки ее в бездуховности, порождающей неуемную жажду наживы и вседозволенности во власти.

Так почему же «забылся в человеке человек», почему «жадность его обуяла»? - тревожится автор. Всех его персонажей можно условно разделить на уходящих от мира, и старающихся жить с ним в гармонии. Люди, злоупотребляющие, неминуемо становятся разрушителями.

Браконьеры и их «хозяева» будут до тех пор существовать на Каспии, пока не наступит момент возмездия, когда страх смерти или угрызения совести не начнут терзать браконьеров и криминальных коррумпированных чиновников, когда произойдет слияние вечно меняющихся ролями мучителей – сегодняшней рыбы и мученика - человека и природы. Не могут понять и уяснить для себя браконьеры и лица их прикрывающие, что не человек творит природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, и порой она дает шанс браконьеру исправиться, она зачастую ждет покаяния. Стоит, наверное, подумать о том, как мы будем жить дальше, если уничтожим все биоресурсы на Северном Каспии.

Человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее варварскими способами. Природа - это храм, а не мастерская.

Кому выгодны пожары в Дельте?

Жуткие впечатления оставляют выжженные поля лесов и степей. Многие россияне в засушливое лето 2010 года стали свидетелями множества пожаров, которые каждый день возникали прямо на их глазах. Но самое страшное зрелище на Северном Каспии, когда горит камышовая Дельта Волго-Каспийского бассейна. Рыбаки-любители говорят, что это из-за борьбы между браконьерами или контролирующими органами. За последнее время на Каспии началась настоящая война на выживание между противоборствующими сторонами. Понятно, что заросшие камышом острова выжигаются умышленно, чтобы в радиусе видимости заметить друг друга. Но никто не задумался о том, что пламя сгоняет с насиженных мест сотни гусей, уток и целые колонии цапли. Когда огонь, уничтожив весь прошлогодний сухой камыш, затухает, птицы возвращаются - так устроена природа. Парами они кружат над своими обуглившимися гнездами. Вот какова цена осетра и других видов рыб.

На своих совещаниях губернатор Астраханской области постоянно говорит о развитии туризма на Волге. И правда, в дельте есть такие труднодоступные островки с богатым животным миром и, как ожидалось, почти не испорченной человеком природой. Но сегодняшние пожары уничтожают всё живое. Над сгоревшими камышами кружат множество птиц, с пронзительными криками мечущихся по пепелищу. Раньше такого не было. Если острова иногда и горели, то из-за неосторожного обращения с огнем. Теперь же пожары стали привычным явлением.

Дельта Волги - это уникальное место для отдыха, для любителей дикой природы, рыбалки и охоты. И каждый день кто-то поджигает, но кто? Полиция районов и области, природоохранный прокурор по Астраханской области Кузьменко В.Г. молчат. Хотя именно на последнем лежит ответственность по надзору за соблюдением природоохранного законодательства в нашем регионе. Камыша уже столько выгорело, а правоохранительные органы молчат. Значит им это выгодно? Мощное камышовое пространство – тысячи гектаров земли превращены в камышовую золу. А все птицы уже на гнездах сидели. Теперь все сожжено. Жалко птиц, смотришь на них, они прилетают на эту гарь, кричат, ищут своих детей. Если кабан от огня может убежать, а утка – улететь, то птичье потомство все погибает. Цапли, журавли, лебеди и аисты больше не прилетят гнездиться туда, где погибли их дети.

Может быть, в пожарах все-таки виноваты безответственные туристы? Но со многих туристических баз днем видно, как загораются камышовые поля. Ночью огонь сам тухнет. На следующий день поджигают в другом месте. И так каждый день кто-то подпаливает.

В начале апреля 2011 года по центральному телевидению показали как горит Дельта Волги, а наши власти молчат. Камыш просто так не загорается. Его бензином облить надо. От того, что кто-то закурит и бросит бычок, вряд ли будет пожар. Лет пять назад также курили, также бросали окурки, но камыш в массовых масштабах не горел. Вина всему битва браконьеров и правоохранительных органов, которые таким способом устраняют своих конкурентов.

Цена борьбы с браконьерством

Все местные жители в один голос говорят, якобы, таким образом, борются с браконьерством. В камышах можно построить шалаши, где браконьеры живут и ловят рыбу. Чтобы браконьеры не могли укрыться, палят сразу весь камыш на островах. Кто это делает, неужели сами правоохранительные и контролирующие органы? Если газета кого-то назовет из должностных лиц-поджигателей, то за это придется отвечать. А что рассказали нам местные, это всего лишь слухи. Люди указывают на определенные государственные структуры, а так же на лиц, которые отстаивают интересы промышленного вылова. У каждого природопользователя есть своя егерская служба. Но, может, местные просто наговаривают, чтобы кого-то опорочить. Егеря с браконьерством не борются фактически никак. Отъявленных браконьеров в селах знают все в лицо. Знают, под чьей «крышей» они работают, кому исправно носят дать в виде «завертаек». К примеру, в Камызякском районе области уже около 20 лет занимается браконьерством в районе базы «Рытая» мужчина по прозвищу «Грач» вместе со своей семьёй. Все об этом знают, как и то, кто его покрывает на районе из органов прокуратуры. И никто их не трогает, так как сами работают в районе около 20 лет. Хороший криминальный тандем. Этот «Грач», как и другое местное население любого района Астраханской области вынуждено преклоняться перед «господами» и «блюстителями закона». Другого способа зарабатывать на жизнь, кроме как ловить рыбу, у них нет. Возможности поучаствовать в тендере и выиграть его - у них тоже нет. Потому что в Волго-Каспийском территориальном управлении свои правила ловли и свои люди.

Большая концентрация рыбы в камышовых зарослях неизбежно влечет к себе нарушителей закона, промышленных браконьеров с варварскими сетями. Браконьеров «любителей» всячески пытаются извести. На реке все друг друга знают. Знают, как живут, кто «крышует». Семьи теряют отцов, сколько трупов и безвести пропавших браконьеров на Каспии? Сколько лиц, привлеченных и отбывающих наказание? Статистика такая не ведется. А жаль. Вот она цена русского осетра. Человеческая жизнь и судьба упала для браконьерства в любых формах его проявления к нулю. Однако, уничтожение сотен птенцов – варварство не меньшее. И, никто против этого не борется.

Ничего не слышу, ничего не вижу…

Позвонив анонимно в природоохранную прокуратуру по факту пожаров, нам ответили, что впервые слышат о пожарах камыша в Дельте Волги. Что реального доступа туда у работников прокуратуры нет. Катера нет. Осуществляется только наземное патрулирование на машине «Нива». Но известны случаи, когда лично прокурор Кузьменко В.Г. и ныне осужденный бывший заместитель природоохранного прокурора Селезнев выезжали на неоднократные задержания браконьеров.

С целью предотвращения сложившейся ситуации необходимо федеральное вмешательство власти, а может быть и самого президента России, которого зачастую вводят региональные власти Астраханской области в явное заблуждение относительно спокойствия и отсутствия браконьерства. Государственной комиссии необходимо выехать для фиксации пожаров, а также установки имеющихся пепелищ от сгоревшего камыша, используя вертолет. Это необходимо сделать до паводка, т.к. вода смоет все следы. При подтверждении фактов необходимо их зафиксировать, т.е. выявить нарушения. А потом поставить вопрос: кто за это будет отвечать?

Ущерб для природы от пожаров и от браконьерства в Астраханской области неизгладимый. Область стоит на грани исчезновения дикой природы. Грядущая катастрофа и обеспокоенность возможными отрицательными последствиями в Дельте Волге очень большая! Самое отрицательное воздействие на животный мир оказывает человеческое браконьерство, особенно промышленное, которое нагло и варварски осуществляет лов в запретных местах, грубейшим образом нарушая правила рыболовства Волжского-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, уничтожая все живое.

Федеральная власть обязательно узнает об этих проблемах, сложившихся в Астраханской области.

Сергей Градусов,

"Факт и компромат" № 11, 15.04.11.