Интервью главного редактора «Факта и компромата» Глеба Иванова информационному агентству «Астраханские Новости».

- Глеб Николаевич, расскажите о преследованиях, которым в последнее время подвергается ваш еженедельник и вы лично.

- В отношении нас за последнее время поступила серия исков и заявлений в суды по фактам многочисленных критических публикаций.

Заявители – тесная компания малозаметных друзей-товарищей, которые никогда бы ни в какие суды не пошли, не будь у них поддержки в лице некой 49-летней дамы, которая представляется то правозащитником, то журналистом. У сей дамы явно есть какие-то связи среди недругов «Факта и компромата», высокопоставленных лиц, которых мы регулярно подвергаем публичной критике.

Видимо, когда подключили эти связи, наши судьи, издавна славящиеся своей принципиальностью, объективностью, независимостью и уважением не только к букве, но и духу Закона, тут же «взяли под козырёк». И если раньше в судебных спорах вокруг публикаций «Факта» присутствовал хотя бы намёк на равенство сторон, то сейчас речь идёт уже попросту о судилищах над независимой областной газетой.

Наши права в судах всячески нарушаются и ущемляются, назвать это «судопроизводством» у меня язык не поворачивается. Состязательности в процессах нет ни на йоту – все наши ходатайства и предоставляемые доказательства всячески игнорируются, не учитываются при вынесении спорных решений, а то и вовсе отклоняются. Вместе с тем, такого пренебрежения нет к лицам, которые пытаются нас засудить – их сомнительные доводы и заявления воспринимаются судьями «на ура».

К примеру, удовлетворяя исковые требования М. Долиева, судья Советского райсуда Юденкова Э.А. указала на то, что опубликованная в «Факте» фотография истца является личной, и истец не давал своего согласия на её публикацию.

Как известно, положения закона об охране изображения гражданина направлены на защиту его индивидуального облика – нематериального блага, под которым понимается неразрывная совокупность наружных признаков человека (включая внешность, фигуру, физические данные, одежду и т.п.), воспринимаемых в виде целого или фрагментарного образа. В рассматриваемом судом случае, изображение гражданина представляло собой его индивидуальный облик (образ), запечатленный в форме фотографии. Однако опубликованный снимок является групповым - на нем, кроме изображения истца, имеются изображения еще двух лиц. Право на собственное изображение является субъективным правом гражданина, оно соприкасается с авторским правом, но не является таковым. Однако, поскольку на опубликованном фото изображен не один истец, а в окружении еще двух граждан, суд, удовлетворяя иск, автоматически принял решение и о правах иных, не привлеченных к участию в деле лиц, ограничившись при этом допросом одного из участников группового фото лишь в качестве свидетеля. Районным судом не выяснялись обстоятельства, при которых истец был сфотографирован вместе с членом обкома астраханского областного отделения КПРФ и активным «другороссом» Токаревым А.М., который является общественным деятелем или, если хотите, публичным политиком. Суд не внял статье 152.1 ГК РФ, согласно которой согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения не требуется в случае, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях).

Наиболее странное решение вынесла судья Советского райсуда Кострыкина Н.В., которая, имея в деле документы, подтверждающие, что М. Токарев был осужден по уголовной и административной статьям, вынесла решение, что информация об этом в газете «Факт и компромат» не соответствует действительности!

На вопрос в суде Токареву, сможет ли он процитировать гимн России, тот ответил, что не сможет, но судья Кострыкина указала в своём решении, что информация о том, что Токарев не знает гимна России – не соответствует действительности! Это ли не судебный беспредел?

- Кто же так надавил на судей, чтобы свести счёты с «Фактом и компроматом»?

- По имеющимся сведениям, это люди из ближайшего окружения нашего губернатора. Собственно, нам даже известны конкретные фамилии, но я пока не могу их озвучить. Подчёркиваю – пока не могу.

Разумеется, мы не будем молчать. Уже сейчас подключили наших коллег из Москвы, они помогут нам распространить информацию о происходящем в Астрахани наглом судебном произволе. Кроме того, мы готовим ряд заявлений в квалификационную коллегию судей и будем добиваться наложения дисциплинарных взысканий на тех «служителей Фемиды», для которых телефонное право остаётся важнее требований действующего законодательства. А каждое решение, которое вынесено против нашего еженедельника с вопиющими нарушениями закона, будет нами планомерно обжаловано во всех вышестоящих инстанциях, включая Европейский суд по правам человека.

Правда, полагаю, что до Страсбурга мы не дойдём – вряд ли влияние недругов свободной астраханской прессы распространяется дальше местных судов…

- Известно, что в отношении вас возбуждено очередное уголовное дело. В чём вас обвиняют?

- За статьи авторов, некоторых из которых я по понятным причинам даже не знаю лично! За любые публикации по закону должны отвечать их авторы, но никак не редактор или соучредитель газеты, в которых они были опубликованы. Но, как и в упомянутых выше гражданских делах против «Факта», в уголовном деле против меня суд не интересуется личностью авторов, даже не пытается их установить, а идёт по более лёгкому и совершенно противозаконному пути – хочет наказать меня за действия, к которым я не имею ровно никакого отношения.

Уголовное дело рассматривается мировым судьёй Судебного участка №7 Советского района г. Астрахани Татьяной Шульга. В тесном кабинете с чуть ли не отваливающимися обоями она вершит правосудие! Огласка такого, с позволения сказать, неприглядного правосудия, наверное, не на руку вышестоящему начальству – вот она сходу и отклонила ходатайство о проведении фотосъёмки интересующимися всей этой историей журналистами. Мировой судья Татьяна Шульга много ещё ходатайств отклонила, и все, как на подбор, мои и моего адвоката. Но так как до приговора ещё далеко, поэтому я воздержусь от категоричных оценок. Но когда на суд публики будет представлена вся правда об этом процессе, уверяю, будет интересно!

- Как эти судебные процессы отражаются на вашей деятельности?

- Да никак не отражаются! «Факт и компромат» и ранее был самым конфликтным астраханским СМИ, и, к счастью, остаётся им до сих пор. Ходить по судам нам не привыкать, ведь основной индикатор эффективности нашей работы, главный показатель, что наши статьи попадают в цель – это именно судебные иски. Как правило, именно в судах мы успешно доказываем, что в основе наших критических выступлений лежит не только компромат, но и факты! Подтверждённые как документально, так и свидетельскими показаниями.

Так было, к примеру, с недавним громким иском облвоенкома Юрия Першина, который не выдержал нашей принципиальной критики и обратился в суд. И ведь проиграл подчистую! Но там суд был не «продавленным», поэтому и решение оказалось справедливым.

Плохо лишь, что перед самыми выборами власти не только закрывают глаза на преследования известного регионального общественно-политического издания, но и способствуют этому! Странно было бы ожидать от них доброжелательного отношения к свободе слова и массовой информации (чиновникам ведь воруется легче, когда журналисты под ногами не болтаются). Но хотя бы не мешали, дали судьям самим решать, кто прав, а кто виноват. Так нет! Мало того, что не мешают, так напротив, оказывают давление – судья сидит и не слушает никакие аргументированные доводы, видно, что у неё в голове засело какое-то указание, не выполнить которое она попросту не в состоянии. И что бы мы ни говорили, какие бы доводы в свою защиту ни приводили, всё без толку. Сказано ей - засудить, значит, засудит. Вот это расстраивает больше всего.

Но мы и не через такое проходили. В декабре 9 лет исполнится, как выходит наш еженедельник, и, поверьте, мы уже ко всему привыкли, всё было, и суды, и аресты, и обыски, покушение даже было! Много было таких вот низкопробных сутяг и жалких кляузников, и где они сейчас? Кто о них помнит? Так что на эту суету мы внимания не обращаем, привыкли. А вот с правовым беспределом, с попытками продажных чиновников ограничить свободу массовой информации руками послушных судей - будем бороться!

- Удачи!

Записал Олег Владимиров