В южной части Наримановского района Астраханской области жители нескольких сел говорят, что в буквальном смысле вымирают без воды. У сельчан пропадает урожай, животных приходится возить на водопой, люди готовы оставить дома и огороды, чтобы перебраться в места, не так пострадавшие от маловодья.
Осталась лужица
Более трехсот человек в этом году были вынуждены в разгар лета забросить свои огороды с урожаем. Жители села Янго-Аскер, которое находится в 20 километрах к юго-западу от Астрахани, потеряли основной источник дохода — сельское хозяйство. В этой небольшой татарской деревушке оно вымерло вместе с единственным ериком Бува, питающим село водой. Помидоры, огурцы, кабачки — все то, что должно было принести людям деньги, дать возможность пережить зиму и оплачивать кредиты, осталось умирать под палящим солнцем. Но беда коснулась не только парников и огородов. Поить нечем даже скотину. Пока жители не лишены лишь последнего — питьевой воды: ее качают из соседнего села, но и с ней зимой могут быть проблемы. Если морозы будут сильными, трубопровод замерзнет, ведь он идет не под землей.
Все, что осталось из воды в некогда полноводном ерике, — маленькая, меньше метра, лужица с дохлой рыбой. Ее как главную достопримечательность показывают теперь всем местные жительницы. И если к весне 2016 года не пустят воду, то сельчанам ничего не останется, как бросить свои дома и отправиться прочь с родных мест. Но многим некуда идти, и они ждут будущего года с надеждой и страхом.
«Мы предупреждали»
«Несколько лет назад, когда проблема еще не стояла так остро, мы говорили о ней главе района, обращались в природоохранную прокуратуру. Предупреждали, что год-два — и село останется без воды. А теперь, когда корову нечем поить, нам говорят, что цена вопроса — семь миллионов рублей!» — говорит жительница села Янго-Аскер Равшанья Типсаева.
В подтверждение своих слов сельчане показывают множество разных писем в министерства и ведомства Астраханской области с ответами на них. Региональная Служба природопользования и охраны окружающей среды, например, сообщает, что расчистка ерика Бува и улучшение водообеспеченности еще нескольких близлежащих ериков и ильменей запланированы на 2018-2020 годы. Чиновники также сообщают жителям, что объем средств, направляемых из федерального бюджета, недостаточен для первоочередных работ по восстановлению и улучшению экологического состояния водных объектов. Здесь же письма в Думу Астраханской области, ОНФ, прокуратуру и администрацию губернатора, переписка между ведомствами, где чиновники и надзорные ведомства обещают друг другу провести соответствующие проверки, выехать на место и прочее. Но проблема не решается посредством переписок, а конкретные действия никто до настоящего времени не предпринял.
«У нас однажды случился пожар. Машина приехала, потратила свою воду — и все. Тушить нечем. Нам, как в средневековье, пришлось копать землю, чтобы огонь не перешел на другие дома», — рассказала Венера Сарбасова, жительница села Янго-Аскер.
Каждый день у жителей Янго-Аскера начинается примерно одинаково. Ради главных кормилиц — лошадей, коров, домашней птицы — все семейство грузит в машину бидоны, канистры и едет по бездорожью восемь километров до ближайшего, не успевшего еще пересохнуть, ильменя. Набрав воды, которая с учетом потраченного бензина, времени и износа машины по цене выходит дороже магазинной, переливают ее уже дома в бочки. В операции по получению самой необходимой для человека жидкости участвуют даже дети. Сейчас, в холодную погоду, они после школы вместе с родителями из ерика ведрами таскают воду.
Соседи по несчастью
У соседей дела с водой обстоят не лучше, и если никто не вмешается, то там тоже начнется постепенный исход жителей в поисках лучшей доли и места жительства. В поселках Буруны и Прикаспийского питьевой воды нет уже 10 лет. Все это время жители покупают ее. С флягами и ведрами, как за молоком в советские времена, выстраивается очередь в ожидании КАМАЗа с чистой водой. Ильмень Чичин, на берегу которого расположен поселок Буруны, высох, зарос камышом и покрылся илом. Сейчас по его дну ездят автомобили.
Из года в год исчезают ильмени неподалеку от других крупных сел района — Линейного, Туркменки, Курченко. Обезвоживается вся южная часть Наримановского района. Гектары земли, которые предназначались для овощеводства, стоят нетронутыми, а за их аренду уплачены деньги и налоги.
«Люди сажали арбузы, овощи, планировали заработать, но вода высохла и вместе с урожаем сгорели вложенные деньги. Знаю лично 5-6 фермеров, которые пострадали от этого. Например, я — мать-одиночка. Купила кусок земли и хотела вырастить картошку, чтобы ее продать и одеть зимой ребенка, но не получилось реализовать задуманное», — говорит Аделя Баталова, жительница села Линейного.
Виновато маловодье
Некоторые жители поселка Янго-Аскер и соседних сел говорят, что готовы идти на крайние меры и перекрывать трассу А-154 «Астрахань – Элиста», чтобы обратить на себя внимание чиновников.
При этом глава Наримановского района Нурлан Кандыков считает, что основной проблемой бедственного положения сел южной части муниципального образования стало не бездействие чиновников, а маловодье. Действительно, в этом году уровень воды в Волге был рекордно низким, это создало немало проблем не только селам Наримановского района, но и Астраханской области в целом.
Сильная жара, отсутствие кормов для скотины, нашествие саранчи, пожары — это все прямо или косвенно связано с маловодьем нынешнего года. С ним же связано и пересыхание многочисленных ериков и ильменей, из-за чего жители многих сел оказались в бедственном положении. Вопрос только в том, что простые люди не виноваты в сложившейся ситуации, а власти в любом регионе, городе и районе существуют не только для того, чтобы спокойно управлять, когда все вокруг хорошо, но и решать проблемы, если они появляются.
На совещании по развитию сельских территорий России, которое проходило в середине октября в Астрахани, глава региона Александр Жилкин отметил, что астраханские фермерские и подсобные хозяйства являются основными поставщиками сельхозпродукции на рынок. Упоминал губернатор и о том, что в сельскую местность прибывают новые жители, для которых создаются все необходимые условия. Сельчане очень надеются, что слова губернатора Астраханской области о развитии сельских территорий и создании комфортной жизни для сельчан не останутся только словами и в самое ближайшее время будут подкреплены конкретными делами и решениями.
Рамиля Абдулаева,
"Газета Волга"