Справка, подготовленная Министерством регионального развития Российской Федерации.
Комментарии депутата Госдумы Астраханcкой области Негерева И.А.
I. Экономический рост
1.1. Несмотря на ежегодный рост объема валового регионального продукта, его значение все еще отстает от среднероссийского уровня - 112,5 тыс. рублей на душу населения в 2007 году.
1.2. Объем инвестиций в основной капитал составил 21,9 тыс. рублей, что ниже аналогичного среднероссийского значения - 22,9 тыс. рублей.
1.3. Уровень безработицы в области увеличился за год на 1,7 п.п. и на конец 2007 года составил 8,9%, что выше среднероссийского на 2,8 п.п.
II. Доходы населения
2.1. Практически каждый шестой житель области проживает за чертой бедности (16,1%).
2.2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по области составила 9,9 тыс. рублей - рост за год 22,2%. При этом рост реальной заработной платы работников значительно ниже - 7,2%.
2.3. Разрыв в оплате труда работников, занятых в экономике региона по отношению к заработной плате в основных отраслях социальной сферы составил:
- здравоохранение - 42,7%;
- образование - 52,6%;
- социальная защита населения - 54,5%;
- культура и искусство - 54,6%;
- физическая культура и спорт -21 %.
III. Здравоохранение
3.1. Смертность населения трудоспособного возраста выше среднероссийского значения;
младенческая смертность выше среднероссийского уровня;
3.2. В области недостаточно применяются современные финансово-экономические механизмы управления здравоохранением:
- учреждения здравоохранения не переведены на преимущественно одноканальное финансирование;
- новая (отраслевая) система оплаты труда не внедрена;
- менее 10% медицинских учреждений переведены на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;
- доля медицинских учреждений, применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи, составляет 42,9%.
3.3. По результатам всероссийского социологического исследования только 35,9% населения области считают качество предоставления медицинских услуг удовлетворительным.
IV. Общее образование
Отношение численности административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс, к числу учителей - (1:1,01), что не соответствует оптимальному соотношению (1:3,5). Расходы, направленные на содержание излишней численности указанных категорий, являются неэффективными.
В 2007 году при условии перераспределения неэффективных расходов заработная плата учителей могла возрасти в 1,9 раза до 14 926,7 рублей.
Согласно проведенному социологическому исследованию, каждый третий житель региона не удовлетворен качеством общего образования.
V. Доступность и качество жилья
5.1. В 2007 году в среднем на каждого жителя области приходилось 19,8 кв. метров жилья, что ниже среднероссийского уровня - 21,5 кв. метров.
5.2 Цены на жилье в регионе увеличились как на первичном, так и на вторичном рынке жилья:
- на первичном рынке - в 1,4 раза до 27,1 тыс. рублей за 1 кв.м.;
- на вторичном рынке - в 1,5 раза до 25,7 тыс. рублей за 1 кв.м.
При этом, учитывая рост цен на жилье и уровень среднедушевых доходов населения - доступность жилья за год сократилась. Так в 2007 году гражданин мог приобрести 4,5 кв.м. - сокращение за год составило более 9%. Это свидетельствует о том, что рост доходов населения значительно отстает от темпов роста цен на жилье.
VI. Жилищно-коммунальное хозяйство
6.1. Треть предприятий жилищно-коммунального хозяйства региона убыточны (32%).
6.2. В регионе в отношении менее трети жилого многоквартирного фонда (29,2%) реализуются новые методы управления.
6.3. Менее 1% (0,3) имущества коммунального хозяйства передана в управление, аренду и концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности, что свидетельствует о командно-административных методах управления отраслью.
6.4. Удельный вес потерь коммунального ресурса в процессе производства и транспортировки до потребителя составил:
- воды 29,9%;
- тепловой энергии 5,7%;
- электрической энергии 18,5%.
6.5. Лишь в четверти муниципальных образований льготы выплачиваются в денежной форме.
6.6. Расходы консолидированного бюджета региона на покрытие убытков предприятиям ЖКХ из года в год сокращаются, доля которых к концу 2007 года составила чуть более 2% (118,2 млн. рублей).
VII. Организация государственного управления
7.1. В 2007 году только 6,9% бюджетных расходов сформировано в рамках программ (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий).
7.2. Расходы на содержание работников органов государственной власти и органов местного самоуправления в расчете на одного жителя увеличились на 20,3% и составили 2,2 тыс. рублей.
На данные цели в 2007 году было израсходовано 7,8% бюджетных средств от общего объема расходной части консолидированного бюджета региона (рекомендуемое значение - 3%).
В связи с высоким уровнем расходов консолидированного бюджета региона на содержание органов государственной власти и местного самоуправления общий объем неэффективных расходов в сфере организации государственного управления составил 1 322,5 млн. рублей, что составляет 61,3% от общего объема расходной части консолидированного бюджета области на государственный аппарат.
7.4. По результатам ежегодного всероссийского социологического исследования 43,9% опрошенного населения региона были удовлетворены деятельностью главы органов исполнительной власти, что хуже результатов 2006 года.
Дептутат Негерев обменивается информацией с Путиным
«Факт и компромат»: Уважаемый Игорь Александрович, практически ежеквартально Вы отправляете президенту, а ныне на имя председателя правительства информацию о социально-экономическом положении в Астраханской области. Наша газета печатает эти обращения. Читатели спрашивают, каковы результаты?
Негерев Игорь Александрович: Да, на основании статистических данных мною ежеквартально делается обширная аналитическая записка об областной экономике, о реализации президентских программ в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и т.д. Материалы я отправляю на имя Президента РФ, Председателя Правительства РФ и представителя Президента в ЮФО. Ни одно мое обращение не остается без внимания. В получаемых мною ответах говорится о том, что мои материалы используются для более полной, объективной оценки социально-экономической ситуации в области, оценки деятельности региональной власти и, как следствие, для планирования и реализации помощи региону, в том числе финансовой.
«Факт»: Что, кроме как от Вас, федеральный центр ниоткуда не получает информацию?
Негерев И.А.: Как я уже говорил, мои обращения лишь дополняют и делают акценты в той информации, которой федеральная власть обладает. А обладает она очень обширной информацией. Вот, например, ответ от Правительства РФ от 26.12.2008г. В нем приведена очень полная информация о нашей области. К сожалению, крайне негативная.
«Факт»: Многие говорят, что, делая акцент на негативе в области, Вы наносите ей вред. В этом году Президент должен определиться с назначением астраханского губернатора и Ваши обращения могут помешать занять эту должность нынешнему, любимому астраханцами губернатору А.А. Жилкину.
Негерев И.А.: Я тоже люблю нашего губернатора, но согласно письма правительства, наши учителя и врачи ужу более двух лет могли бы получать зарплату 15 тыс. рублей и более, если бы не расходы на чиновников. На каждого преподающего учителя и лечащего врача у нас в этих ведомствах втрое больше чиновников, чем это положено.
Органы государственной власти тратят на себя в 2,5 раза больше средств, чем им положено. Реальных денег - 1,3 миллиарда рублей. А ведь эти деньги, можно было бы потратить на пенсионеров, ветеранов и других обделенных категорий граждан, создавая специальные социальные программы.
Бюджетные деньги власть тратит, как ей вздумается, только 6,9% бюджетных расходов сформировано в рамках программ.
Власти нужны холуйствующие областные депутаты. Не дай Бог, кто-то посмеет спросить за всю эту вакханалию.
Я уже говорил, что меня, как депутата, незаконно лишили зарплаты в Думе. Обворовывают не только врачей, учителей, неимущих и убогих, но даже депутатов, не желающих пресмыкаться.
Но я неоднократно читал в местной прессе, что астраханцы любят своего губернатора, хорошо к нему относятся Медведев и Путин. Думаю, с назначением Жилкина губернатором проблем не будет. Если вдруг этого не случится, то мне и писать то не о чем будет, и астраханцам некого будет горячо любить.
Газета "Факт и компромат" №2, 20.01.09.