О "Факте" и компроматах

Много зим назад, в феврале 2003 года случайно столкнулся с газетой «Факт и компромат» (она тогда называлась несколько по-другому) («Факт и комментарий» - прим. ред.). Невзрачная чёрно-белая газетно-блокнотная книжица с каким–то невыразительным мелким шрифтом опубликовала несколько вызывающе-ершистых заметок про узнаваемых людей Астрахани.

Когда увидел там свою фамилию, опешил от неожиданности. Неприятной, конечно. Прочитал, возмущение зашкалило. Написали фамилию Егоркин без отчества и даже имени! Какая вопиющая бестактность. Дело было утром в санатории «Тинаки-2», куда меня определил приятель Паша Анисимов, работавший в обсофпрофе. Ничего себе начало культурного отдыха.

Как могли эти пацаны написать так неуважительно о руководителе федерального уровня, не указав имя отчество? Тиснули в ней подобные статейки и о других местных начальниках, также непочтительно, как о простых астраханцах. Даже губернатору Анатолию Петровичу Гужвину досталось: его фамилию вообще вынесли в провокационный заголовок. То ли он турецкий шпион, то ли чей-то осведомитель. От этого стало как-то легче. Не одного долбят, в такой крутой кампании…

Да, ладно, успокоил я себя. Кто будет все это читать, бульварщина какая-то, сплошные опечатки, вёрстка сапогом.

Но на следующее утро у киоска-прилавка, примостившегося у центрального входа в санаторий, заметил несколько кучкующихся отдыхающих. Они как бы невзначай, не привлекая внимания, подсовывали эту самую газетку под остальные. И тут же исчезали. Как любвеобильные интеллигенты маскируют эротические журналы, пряча их под другие. Вот тебе и невзрачный таблоид.

…Прошло немало лет, газета заметно изменилась. Я её читаю не только потому, что более менее правдивых больше нет. Ещё и потому, что в ней сохранился всё тот же, прошу прощения за пафос, юношеский максимализм и (ничем вроде бы необоснованная в реальной жизни) искренняя вера в торжество справедливости и ту самую силу, которая всегда – в правде. Этим газета отличается от остальных областных изданий.

Чем же тогда зацепил юный «Факт», о чем заставил думать? Ведь он рассказал всего лишь о том, о чём мы говорили в кулуарах, да с глазу на глаз. Никаких особых компроматов тогда и близко не было. Так, обычная подковёрная возня власти, да неуклюжее номенклатурное закулисье. А они взяли и раструбили подробности. Да, всё правда, но она очень неприятная. Так ведь можно обнародовать и более серьёзные вещи. В жизни всё случается. Появился не страх, нет, бояться было нечего и не за что. Случился неожиданный дискомфорт. Возникла какая-то тревога и злость оттого, что тебя так легко могут разоблачить и опозорить на весь белый свет. То есть небольшая дерзкая газетка с невзрачным шрифтом уже тогда стала делать своё большое дело – рассказывая правду, отрезвляя местных шишек и ставя их на тревогу…

С лёгкостью необыкновенной некоторые журналисты местных изданий забыли о своём долге и чести. Как не высокопарно звучит, об истинном предназначении – оценивать происходящее не с точки зрения размеров гонорара, а писать правду, какая бы она не была. Я сомневаюсь, что руководители и сотрудники этих пожилых и совсем молодых астраханских газет действительно считают, что журналисты – верные подручные правящей партии и правительства и обязаны выдумывать исключительно героические истории о свершениях власти во имя трудового народа. Если так не думают, то почему делают?

Неправда, что сегодня кто-то кого-то под страхом принуждает писать враньё. Привлекают к сотрудничеству в основном материально, а вот тут сохраняется выбор за человеком, способен ли он стать политическим приспособленцем, верным пособником любой власти или нет. Готов на осознанное холуйство как коллеги из органов КПСС или же нет. Выбор непрост, но принципиален.


 О себе любимом уже как-то рассказывал. Не белый и не пушистый. Прислуживать, оказалось, не способен. Что уйдут с должности начальника областного гостелерадио догадывался, но не ожидал, что это может произойти так бесцеремонно и нагло, без объяснения причин. Собственно, в 2004 году это всё и начиналось. Зато мгновенно обрезало удушливые вожжи московских кукловодов: «то Шеина – пускай, то – не выпускай. Боженову – помоги, Безрукавникова – тормози…». В предвыборный сезон – семь пятниц на неделе. Когда ляпнул сгоряча, что, дескать, возвращаемся в советское Гостелерадио, обиделись…

…Так что, хорошо или ещё недостаточно, но журналисты «Факта» выполняют сегодня непростую роль как бы сдерживающего барьера для власти. Что она больше всего не любит и чему яростно противодействует. Однако, хорошо известно, власть будет делать всё что угодно, чтобы остаться надолго, желательно навсегда. Такова сущность любой власти в любой стране. 

Мудрое только кажется простым, как и всё гениальное. Почему, например, прозорливая демократическая власть не любит, но терпит инакомыслие и не закатывает оппозицию под асфальт? А потому, что кусачие оппоненты помогают очищаться от морально разложившихся и неизлечимых особей, предохраняя себя от массового заражения. Если же власть стремится к бесконечности, и никем не сдерживается, она может дойти до беспредела. В полном смысле этого слова. И чем дольше длится авторитарное правление, тем больше власть чувствует себя непогрешимой и становится неадекватной. Дело даже не в конкретных личностях. Вполне нормальные ребята и девчата (многих я знаю лично), быстро меняются в зависимости от обстановки, атмосферы и установленных правил игры. Даже очень образованные и совестливые рано или позже становятся как все.

Моя хорошая знакомая решила самостоятельно написать лабораторные, контрольные и курсовые работы. Ага, сейчас. Через год сдалась. Иначе вуз бы не закончила. Сообщество, где большинство сбрасываются на контрольные, зачёты и экзамены – жёстко отторгает «некомандных»...

Вот и сейчас, когда, кажется, все уже поняли, что без политических реформ и модернизации общественной жизни ничего не переменится к лучшему, люди по-прежнему надеются – вот придёт добрый дядя и всё поменяется.

Но как же оно изменится, если даже журналисты – элита, самая продвинутая часть общества, пишет о чём угодно, но только не о самом главном – о реальной жизни и как избавится от тормозящих страну недостатков. Вот почему кроме «Факта» и читать то нечего, если, конечно, ты не смотришь через розовые очки.

Н. В. Егоркин, заслуженный работник культуры России,

Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» №1 (659), 2016 г.