Объединяющая сила искусства: владыка Антоний, Константин Уральский и Дмитрий Краснов о балете «Андрей Рублёв»

Прошло больше месяца, как опустели зрительные залы и ничего не происходит на сценах. Мы все как будто попали в дурной фантасмагорический сон сегодняшней действительности, отодвинувшей в сторону прежние радости восприятия и приятные церемониалы, одним из которых, несомненно, являлся поход в театр.

Благодаря тому, что мы связаны интернетом, есть возможность преодолевать вынужденную социальную разобщённость и делиться друг с другом мыслями и переживаниями.

Но существуют наиболее глубинные и значимые связи, чем цифровые коммуникации. Есть общая духовно-нравственная доминанта, ведущая нас к постижению истины и осознанию своего предназначения. Светлый праздник Пасхи, который в этом году в силу обстоятельств мы отмечаем не так, как всегда, не стал от этого менее значимым, а наоборот, придал силы духа и осветил надеждой мир, переживающий не самые лучшие времена.

Не случайно, что в Светлое Христово Воскресенье, когда большинство из нас вынуждены отказаться от привычных пасхальных радостей, как например: посещение храма, участия в праздничных службах и встречах с дорогими сердцу людьми, Астраханский государственный театр оперы и балета покажет телеверсию спектакля «Андрей Рублёв».

Мы не раз писали об этом уникальном балете, который создан и воплощён в нашем городе. В дни непростых испытаний и жизненного перелома его просмотр обретёт особый смысл.

Мировая премьера балета «Андрей Рублёв» состоялась в мае 2016 года. Замысел хореографа-постановщика и автора либретто Константина Уральского реализован с невероятным размахом. Известный российский композитор Валерий Кикта специально для этого балета написал музыку, что в наши дни является довольно редким явлением. В постановке спектакля задействованы несколько коллективов театра. Мощный художественный и идейный посыл воплощён в абсолютном своём совершенстве, сделав спектакль «Андрей Рублёв» настоящим откровением.

Огромную помощь и духовную поддержку постановщикам и исполнителям в период подготовки спектакля оказал епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

Владыка Антоний поделился с AST-NEWS.ru своими размышлениями об этом произведении:

- Балет «Андрей Рублёв» и все, что с ним связано, стало частью моей жизни, чем то очень личным. С момента знакомства с Константином Уральским, нескольких бесед с артистами балета об истории, монашестве, Троице, я, как и четыре года назад, считаю, что этот балет совершенно уникальное явление в мире современного искусства. Это удивительный синтез музыки, костюма, света и, конечно, хореографии. Это то, что я бы назвал целомудренным творчеством, которого так не хватает в наши дни.

Сегодня нам нужна надежда и опора на то, что не зависит от внешних перипетий мира. Поиск себя, обретение Бога – это то, что способно нас сохранить от повержения в такое время.

Искренне надеюсь, что социальное разобщение, которое мы сегодня переживаем, заставит соскучиться друг по другу, по общению. Подобное искусство помогает понять, что главное в жизни человека, а что проходящее. Мне кажется, именно такая переоценка происходит.

В преддверие трансляции балета «Андрей Рублёв» главный балетмейстер АГТОиБ, художественный руководитель балета, заслуженный артист России Константин Уральский рассказал нам, чем сейчас живёт возглавляемый им коллектив:

Прошло шесть недель, как театры в стране закрыли двери для зрителя. Кажется, что уже прошла целая вечность. Для артистов театра нахождение на сцене и ежедневные репетиции – это неотъемлемая часть профессии. Балет – атлетический вид искусства, требующий ежедневных занятий.

Представьте себе спортсмена, который не может тренироваться. Уроки и репетиции необходимы для артистов всех видов искусств оперного театра, но пусть не обижаются на меня коллеги вокалисты и музыканты, определённая возможность заниматься дома у них есть.

Для артистов балета нужен специально оборудованный репетиционный зал. За всю свою жизнь в балете я не помню ситуации, в которой артисты были бы полностью лишены возможности полноценно работать столь длительный срок.

Сегодняшнюю действительность могу сравнить с рассказами поколения артистов балета, переживших Великую Отечественную войну. Хотя, несмотря на очень сложную ситуацию в мире с пандемией, хочется сказать спасибо, что это всё же не война.

Чем живет наш коллектив сегодня? Нам, как и многим моим коллегам в мировом театральном пространстве, благодаря сегодняшнему техническому развитию, удалось организовать ежедневные занятия тренажным уроком онлайн.

Многие говорят, что это ерунда, показуха. Не соглашусь. Конечно, дома заниматься полным уроком мы не можем. Но определённая поддержка физического состояния происходит. Опытный педагог знает правильные сочетания наших балетных экзерсисов, которые позволяют в этих условиях сохранять форму.

Сам факт, что урок идёт по расписанию и под руководством педагога, это тоже немаловажно. Необходимо воссоздать рабочий дух артистов в любой ситуации, хотя, конечно, полноценное сохранение танцевальной формы в этих обстоятельствах, увы, невозможно.

Мы пошли немного дальше своих коллег. Я предложил продолжить работу над изучением хореографического материала по балету «Раймонда». Танцевать в домашних условиях невозможно, но мы занимаемся только разборкой хореографических комбинаций, положением позиций рук, ракурсов разных фрагментов и танцев этого балета. Многие могли видеть эпизоды наших репетиций в социальных сетях. Так что находимся в определенном рабочем графике и не теряем надежды. Но очень скучаем по театру и сцене!

 - Как вы чувствуйте себя с сложившейся ситуации? 

 - Как я себя чувствую в этой ситуации? Как руководитель! Ты либо являешься им, либо нет, это не должность! Мы все в очень не простой ситуации, но есть коллектив, и я его часть - руководитель определенной доверенной мне группы людей. Главное, верить им, не падать духом и, конечно, верить в себя. А по-другому я не умею.

- Как долго без ощутимых потерь для коллектива астраханского балета может продолжаться существующее положение?

Как долго мы можем находиться в таком положении? Недолго. Но никто не проверял сколько. Конечно, как бы не стараться – мы теряем необходимую форму. Будем восстанавливать. Мы знаем ,как!

- В Светлое Христово Воскресенье состоится показ телеверсии спектакля «Андрей Рублёв», о котором мы ранее говорили с вами и с солистами. Все кто видел этот балет, знают, что он уникальный. Не кажется ли вам, что в контексте сегодняшних событий он приобретёт особое значение?

- Для меня и нашего коллектива театра «Андрей Рублёв» – особенный спектакль. Я всегда говорю о нём с волнением. В нём можно найти связь почти с любой жизненной ситуацией. Он о жизни: добре и горе, любви и вере.Спектакль затрагивает очень непростую и дорогую нам тему – историю культуры нашей страны. 

Во время работы над его постановкой мы чувствовали, что прикоснулись к чему-то очень важному. Этот спектакль стал поиском новых форм во всех направлениях, мы все очень полюбили его, и он вошёл в наши сердца. Да, сегодня всем тяжело, основные идеи, заложенные в спектакле, воспринимаются сейчас по новому. В такие моменты люди задумываются о вечных истинах. 

- Вы ранее выказывали своё неоднозначное отношение к спектаклям онлайн. Что вас побудило дать согласие на показ балета «Андрей Рублёв» широкой публике?

- Я не сторонник видео показов театральных спектаклей, потому что они театральные. Они поставлены для театра, для сцены. Для живого контакта со зрителем. Видео, кино – это другой вид искусства, и в нём существуют другие законы режиссуры, контакта со зрителем. 

Но бывают разные жизненные ситуации. Я рад, что сегодня, когда мы все переживаем эту нахлынувшую беду, люди смогут на время отвлечься и посмотреть наш спектакль. И знаю, что его показ ждут во многих городах и странах. Трансляция телеверсии этого балета в день Светлой Пасхи для меня приобретает особенное значение.

Команда, которая готовила телеверсию во главе с режиссёром Дмитрием Красновым, постаралась как можно точнее передать то эмоциональное состояние, которое возникает в зрительном зале во время спектакля. И я очень надеюсь, что при просмотре с экранов телевизоров и мониторов зрителям удастся это почувствовать. Очень надеюсь! И конечно, я очень волнуюсь!

Мы связались с трижды лауреатом премии «ТЭФИ-РЕГИОН», режиссёром Дмитрием Красновым, задав ему несколько вопросов.

- Когда была сделана запись этого спектакля?

Запись была сделана в день мировой премьеры и это придаёт ей особую ценность, ибо на видео присутствуют почти все создатели балета, первые исполнители, первые эмоции зрителя и артистов.

В чём специфика съёмок театрального действа, особенно балетного. Ведь «Андрей Рублёв» настолько многоплановое произведение, что даже сидя в зрительном зале, невозможно сфокусировать своё внимание одновременно на всех деталях и эпизодах. Удалось ли вам зафиксировать всю масштабность происходящего на сцене?

Что для меня балет «Андрей Рублёв»? Прежде всего, ощущение нереальной мощи! На сцене, не смотря на множество героев, по сути действующих лиц всего два: Творец и Народ-Русь. Действие и музыка проходят по тебе катком, переворачивают и заставляют размышлять. И этот балет не о Рублеве, он о тебе. И тем более высокая ответственность эту мысль передать через экран.

Сам спектакль очень сложен – не каждое мировое шоу работает с таким количеством технического инструментария: это и искусственный ручей на сцене, который по ходу действия осушается и наполняется вновь; необыкновенный кинетический занавес из русских рушников; огромное количество моторизированных лебедок, управляемых компьютером; света; трансформации декораций; проекционное шоу. А есть еще много нюансов, которые можно оценить только когда попадешь за кулисы во время представления.

«Андрей Рублёв» Константина Уральского и Валерия Кикты – балет, приближенный больше к современным шоу и по языку, которым разговаривают со зрителем артисты, и по масштабам. В нем, кроме рассказанного мной выше, есть не только привычные нам артисты балета и оркестр. Создатели этого произведения, наравне со всеми, задействовали хор (это абсолютно правильно и с точки зрения русской этнографии – хоровое пение исстари занимает в ней главенствующую роль).

Так вот с хором, помимо основного дирижера (в данной телеверсии за пультом маэстро Валерий Воронин, художественный руководитель и главный дирижер театра) одновременно работают еще два! Более того –они находятся за кулисами, и что бы не разойтись с оркестром, для них была придумана система видеосвязи – основного дирижера, они видят на экране.

Интересный нюанс – продумана даже такая мелочь как свет от экранов – на определенные сцены их закрывают цветными прозрачными фильтрами, чтобы не исказить световое решение. А когда начинают петь за кулисами, вместо рабочей суеты, вдруг рождается тишина – иначе любой шорох влезет в дорогущие студийные микрофоны.

Вообще за кулисами всегда какая-то магия! Есть ощущение, что ты попал в какой-то волшебный город, в котором живут по своим законам, отличным от банального человеческого мира.

У команды телеканала «Астрахань-24», в которой я на тот момент работал генеральным продюсером и главным режиссером, уже был неплохой опыт записи и показа онлайн спектаклей различных театров и оперных опен-эйров в Астраханском кремле. Но, несмотря на это, к каждому спектаклю подходишь «нуля», иначе есть вероятность «уйти в шаблон».

Работа начинается разговором с режиссером - постановщиком спектакля. В балете эту функцию, как и многие другие, как правило, полностью выполняет балетмейстер. Именно его видение и нужно услышать и, главное, передать зрителю через объективы камер. Только так – сначала мысль, а потом уже техническое решение.

Второй обязательный пункт – просмотр генерального прогона, в идеале через камеры, если это возможно. Помимо действия, которое уже идет максимально приближенно к премьере, можно увидеть много технических несостыковок и успеть что-то исправить.

Третий пункт идеального мира режиссера записи – это присутствие рядом постановщика или человека абсолютно знающего спектакль и задумку балетмейстера. И здесь мне повезло. С Константином Уральским мы общаемся на одном языке. Более того, именно он когда-то рассказал мне некоторые правила съёмок балета (они несколько противоречат канонам кино и телевидения).

Во время записи он всегда старался находиться рядом и смотреть спектакль как телевизионщик через камеры, подсказывая ракурсы, куда направить объектив, что важно, что второстепенно. Дело в том, что Константин полифонист, его спектакли больше похожи на струи ручья –артисты в массовых сценах почти всегда проживают множество параллельных жизней, и в этом их прелесть: взглядом разбирать эти течения, неоднократно приходить на спектакль и каждый раз находить новое.

Зрителю я чисто технически не могу показать всё - в этом и прелесть, и горе телетрансляции. На экране все четко акцентировано,а в зале ты видишь все в параллели. Да, есть современные действия больше заточенные на телекамеры, нежели на живого зрителя. Никуда не деться – это тенденция современной режиссуры массовых представлений. Но когда ты фиксируешь премьеру балета, по сути, снимаешь большое документальное видео. И этим запись «Андрей Рублев» ценна: на видео – первые эмоции зрителя и артистов, почти все создатели на сцене.

Это мировая премьера, написанная специально для Астраханского театра оперы и балета! Второго дубля не будет – права на ошибку нет! В итоге балет снимали девять камер, из них одна подводная в ручье и одна над сценой, позволяющая увидеть ракурс, недоступный обычному зрителю.

Отдельный вопрос это звук. Здесь он решался совместно специалистами театра и инженерами канала. Какие-то микрофоны даже были выставлены, что бы поймать акустику зала и итоговые аплодисменты – тогда смотрящий полностью ощутит себя не в телевизионной студии, а сидящим в зале театра.

И то, что получилось –это продукт творчества всех: меня, как режиссера записи, балетмейстера, операторов, технической группы и артистов на сцене. А потом был долгий совместный монтаж. И это одна из тех работ, которой я горжусь.

Кстати, для зрителей этой телеверсии будет эксклюзив – в начале второго акта на титрах либретто они увидят взгляд из-за кулис во время премьеры: глаза готовящихся артистов, работу выпускающего режиссера, скрытый хор и те технические нюансы, о которых я рассказывал в начале интервью.

- Кем Вы себя ощущаете в этой работе? Почему, по вашему мнению, нужно посмотреть этот балет в воскресенье?

Балет Уральского и Кикты вне времени, как и любое талантливое произведение, он всегда будет актуален, и каждый найдет в Рублеве себя - современного ищущего и развивающегося человека. Русь поменяется на Россию, монголы, если хотите, на коронавирус. Но ручей пробьется, и будет течь. И если вы ищете - придите и напейтесь из ручья под названием Балет «Андрей Рублев». А я кто? Я только мостик к этому Ручью.

Трансляция телеверсии балета «Андрей Рублёв» состоится 19 апреля в 19.00 (18.00 мск) на канале YouTube.

Интервью подготовила Екатерина Некрасова