Судя по многочисленным выступлениям на различных мероприятиях, нашему губернатору уже давно пора давать мастер-класс начинающим политикам, как правильно толкать речи. На каком-нибудь проправительственном молодёжном съезде было бы просто идеально и поучительно, ведь там собирается основная целевая аудитория.

Что главное для политика в условиях современной России? Так рассказать о том, чего нет, чтобы окружающие искренне поверили в то, что это на самом деле есть, но просто они раньше этого не замечали. В чём–в чём, а в этом Александр Александрович добился просто невероятных успехов.

Казалось бы, кризис прошёл, обстановка в области нормализуется и впереди светлое будущее. По крайней мере, если послушать речь Жилкина или практически любого члена Правительства, создаётся стойкое впечатление, что всё именно так и есть. Закрываешь глаза во время подобной пламенной речи и видишь, как всё в области завалено помидорами, а на свободных от помидор участках проложены трубы, по которым течёт нефть… И вокруг бегают радостные астраханцы с пачками зелёных купюр, естественно.

И хорошо было бы так и оставаться верящим во всё это. Возможно, и жизнь как-то наладилась, и трудностей стало бы меньше…

Но логика – вещь упрямая. Она, помимо воли человека, упорно находит нестыковки и цепляется за них. Не даёт насладиться красивыми иллюзиями и опускает с небес на землю.

Дело всё в одной маленькой проблемке, которая рушит на корню все попытки преподнести ситуацию в области, как нечто хорошее и позитивное. Для того, чтобы понять, что это за проблема, нужно сначала вспомнить, про что нам обычно говорят в позитивных речах.

Итак, стандартный шаблон речи для населения из уст губернатора (есть даже подозрение, что такой шаблон реально существует и кем-то утверждён, иначе как ещё объяснить такое завидное постоянство). Первым делом - обрисовать самые отдалённые перспективы. На то они и отдалённые, что, когда до них дело дойдёт, у власти будут совсем другие люди, а соответственно, можно обещать вообще что угодно, рамки ставит лишь фантазия обещающего. Как в старой притче про Ходжу Насреддина, где он, обещая научить за 40 лет осла говорить, “справедливо при этом полагая, что за это время либо он сам, Насреддин, либо осел, либо падишах отдадут Богу душу”.

В советское время в подобной роли выступала дата окончательной постройки коммунизма (1960, 1980 и 2000 годы, соответственно). В новой российской истории используют другую дату на похожую тему - 2020 год. К слову, нетрудно заметить, что даты идут ровно через двадцать лет с завидной стабильностью. Это гарантированный срок смены власти, по прошествии которого можно все неудачи списать на тех, кто пришёл позже. Вроде как, это они не поняли сути и всё испортили. Традиция уже, практически.

В наших астраханских реалиях такой отдалённой перспективой, как нетрудно догадаться, является добыча нефти. С ней связывают будущий экономический рост, огромное количество рабочих мест и вообще радужные перспективы. Что из-за этой нефти у нас резко уровень жизни поднимется и будет достигать практически столичного уровня. При этом, естественно, никто не берёт во внимание то, что у нас и так уже есть месторождение топлива и, при этом, никакой райской жизни от этого нет, как ни странно. За исключением, ясное дело, некоторых личностей, про которых недавно в одной известной песне было сказано «это же наш общий газ, а мечты сбываются только у вас».

Но, на фоне красивых речей, эта связь как-то размывается и многие люди охотно верят тому, что с приходом добычи нефти в наш регион что-то изменится. Как будто есть какая-то принципиальная разница между акулами нашего топливного рынка.

После того, как в речи обрисована отдалённая перспектива, которая, как вы уже поняли, рассчитана на несколько десятилетий, наступает время чуть более близких событий. Близких, но, всё-таки, с тем расчётом, чтобы власть могла и смениться. Лет пять – в самый раз.

В нашей области, с её традиционно практически отсутствующим производством, в таком качестве выступают обещания запустить какие-нибудь высокотехнологичные предприятия. Эти обещания тоже действуют без промаха, ведь люди уже двадцать лет наблюдают только продажу по-дешёвке и закрытие действовавших когда-то заводов и давно хотят создания рабочих мест.

В данный момент, в качестве обещаемых предприятий, выступают завод по производству полиэтилена из попутных газов, а также завод по производству йода. Оба, конечно, нужные, но когда заработают – большой вопрос.

И, наконец, под занавес, всегда говорят о любимой теме нашей области – сельском хозяйстве. О том, как на бескрайних полях зреют помидоры, растут огромные арбузы и цветут абрикосы. И, естественно, далее идёт плавный переход к теме дальнейшего развития отрасли, проходящего под лозунгом «догоним и перегоним Краснодарский край, который нам вообще не конкурент!».

Правда, при этом как-то не вспоминается о том, что продукции из Краснодарского края у нас в регионе полно, а вот есть ли у них наша – это уже не факт. Ведь наших местных продуктов и на территории области не так-то и много продаётся.

Тут самое время перейти к основному вопросу этой статьи. В чём же тут проблема, почему в этих речах так и видится какой-то подвох?

На самом деле, всё очень просто. Было бы нормально, если бы люди, которые эти вещи так убедительно рассказывают, пришли к власти год-полтора назад. Тогда был бы повод давать обещания, сваливая всё то, что творилось раньше, на своих предшественников. И именно их недочётами объясняя то, что эти обещания до сих пор толком не начали претворяться в жизнь. Но ведь у нас в регионе смены областной власти не было! Те же самые лица. И, при этом, делают вид, что появились тут только вчера, а не пять лет назад. Хотя, неудивительно. Когда такой срок у власти – надо отчитываться о том, что уже сделано и этим хвалиться, а не обещаниями. А у нас в регионе почему-то не получается.

Они говорят, что основная проблема реализации нашей сельхозпродукции в том, что у нас нет хранилищ и собственной переработки. А ведь основная прибыль с тех же самых овощей идёт не тогда, когда они быстро продаются в разгар сезона, когда рынок перенасыщен и, соответственно, цены низкие. Основная прибыль – тогда, когда овощей уже не так много и их можно продавать дороже. С лихвой окупая затраты на хранение или переработку. О переработке – вообще можно сказать отдельно, ни для кого не секрет, что переработанную продукцию всегда продавать гораздо выгоднее, к тому же, предприятия по переработке – это рабочие места.

Говорят… Но при этом как-то забывают сказать о том, что проекты по переработке у нас уже много лет назад были. И до сих пор не реализованы. Неужели, никто не помнит, как у нас, в Красноярском районе собирался построить свой завод легендарный производитель кетчупов «Балтимор»? Тоже ведь нам те же самые люди рисовали светлое будущее, а в итоге? В итоге оказалось, что в области такие цены на землю, что проще построить завод в Краснодарском крае. Интересно, с чем бы это могло быть связано, неужели в Красноярском районе золото под ногами валяется, и все туда хотят, да не всех пускают? По-моему, как раз наоборот, регион, в котором почти нет производства, а то, что есть, всё так же продолжает закрываться, должен наоборот инвесторов привлекать выгодными условиями, а не отпугивать.

Где гарантия, что и новые обещания не окажутся там же, где и старые? Эти люди-то держат курс на стабильность, о чём

постоянно говорят и чего совсем не скрывают. А стабильность – она во всём. Даже в обещаниях, которые год от года не меняются.

И что будем делать? Так и будем верить?

Валерий Корнилов,

"Факт и компромат" №14, 21.05.10.