Краткая справка

В настоящее время действует новая редакция закона о рыболовстве, согласно которой ловить рыбу на рыбопромысловых участках, предназначенных для любительской рыбалки, можно только при наличии путевки, приобретаемой у арендатора данного рыбопромыслового участка (далее по тексту РПУ).

Путевка – это «документ, подтверждающий заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства». Стоимость путевки, в которую арендатором могут быть включены дополнительные услуги, кроме права ловить на арендованном РПУ, законом не регулируется. Таким образом, чтобы поймать рыбу на уху, можно заплатить и 100 и 1 000 и 10 000 руб.

Кроме этого, законом о рыболовстве не регулируется суммарное соотношение РПУ передаваемых в аренду и «свободных» участков реки, где можно ловить рыбу бесплатно. Например, 30% РПУ и 70% свободных плюс запрет на аренду РПУ вокруг сел. Отсутствие данного ограничения приведет к тому, что региональные власти все озера и берега рек полностью передадут в аренду предпринимателям. Например, в Астраханской области уже переданы в аренду предпринимателям самые лучшие рыбопромысловые участки рек, места традиционного лова рыбы астраханцев, а также берега рек вокруг сел. Отсутствие ограничений привело к абсурду - есть села, вокруг которых все берега переданы в аренду, и сейчас нельзя, тому же ребенку, выйти на берег с удочкой – теперь, чтобы поймать пару карасей, ему нужно платить арендатору.

Такие же проблемы существуют по всей стране от Санкт Петербурга до Камчатки, в аренду передаются сотни км берегов рек, в одной Астраханской области список сданных в аренду РПУ уже на 85 листах.

Вместе с тем, рыбаки понимают, что за рыбалку необходимо платить, но они хотят быть уверены, что их деньги пойдут на охрану от браконьеров, зарыбление и мелиорацию водоемов. Этого в законе тоже нет, деньги от продажи путевок поступают арендатору и ни законом, ни договором аренды РПУ его никто не обязывает инвестировать даже часть поступающих средств в зарыбление и мелиорацию РПУ. В случае же аренды не закрытого водоема озера или ильменя, а берегов рек, для арендатора РПУ это вообще теряет коммерческий смысл. И это является также серьезным недостатком данного закона.

Состояние многих наших рек и озер близко к экологической катастрофе, берега загажены мусором, рыбоходные каналы заилены и десятилетиями не углублялись, в свободной продаже сетки, электроудочки-убийцы и, как следствие, рыбы все меньше, а браконьеров все больше.

И при этом государство сократило в 10 раз (с 15 тысяч до 1,5 тысячи) численность штатных инспекторов рыбоохраны. Для сведения, по ныне действующим нормативам, один инспектор в среднем должен контролировать 1400 км (!) рек или 19 тыс. га (!) озер и водохранилищ.

Наши реки и озера являются национальным достоянием и попытка отдельных чиновников переложить ответственность за содержание этого достояния с государства на частных арендаторов принципиально не верна. Масштабы финансирования работ по дноуглублению рыбоходных каналов, содержание инспекторов рыбоохраны, зарыбление водоемов - всё это требует системной работы профильного министерства в правительстве РФ и не может быть выполнено тысячами разрозненными арендаторами РПУ по всей стране.

Предложения

Внести в закон изменения, запрещающие сдачу в аренду рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства.

В каждом регионе ввести фишкарты для рыбаков из других регионов.

Фишкарты приобретаются у уполномоченного органа исполнительной власти и реализуются рыбакам в доступных местах, например на АЗС.

Жители региона, в отличие от рыбаков из других регионов, могут ловить рыбу на территории своего региона бесплатно при наличии паспорта с пропиской.

Стоимость фишкарты устанавливается исполнительными и утверждается законодательными органами власти региона.

Деньги от реализации фишкарт зачисляются в региональный бюджет на специальный счет целевого фонда развития рыболовства региона.

Утверждение программы развития рыболовства региона, ее финансирование и контроль над расходованием средств целевого фонда, осуществляется законодательным органом власти региона.

Внести в закон статью, запрещающую соление и переработку рыбы в местах лова. Кроме этого, обязать региональные органы власти разработать и утвердить нормы вылова рыбы в своем регионе. В случае нарушения норм вылова, установленных региональным законодательством, виновные привлекаются к административной ответственности в виде штрафов, утвержденных в данном регионе.

Внести в закон статью, запрещающую свободную торговлю сетями и другими промышленными орудиями лова. Кроме этого, запретить производство и продажу электро «удочек», варварски уничтожающих все живое в радиусе их применения.

Внести изменения в действующие нормативы – увеличить численность инспекторов рыбоохраны для эффективного контроля над рыбными запасами и борьбе с браконьерством.

Заместитель координатора АРО ЛДПР,

Депутат Астраханской областной Думы О. Сарычев