Во второй половине года на жителей области как из рога изобилия сыплются коммунальные «сюрпризы». Сначала нас федеральные власти огорошили намерением создать новую систему финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Потом ЗАО «Астрахань ЭкоСервис» «задрало» плату за сбор и вывоз ТБО сразу на 30%.

И теперь, как снег на голову, свалился еще один осенний «подарок», вследствие чего в сентябре население области заплатит за коммуналку больше, чем в июле-августе: вслед за ростом тарифов пришли новые нормативы потребления коммунальных услуг.

6 мая 2011 г. постановлением Правительства РФ № 354 были утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг, согласно которым вместо одного платежа за одну услугу отдельно будет рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно - за общедомовые нужды и все действующие нормативы будут поделены на индивидуальные и общие. В связи с этим Минрегиону РФ, Министерству экономического развития и Федеральной службе по тарифам Правительством России было поручено до 1.09.2011 г. внести изменения в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. (далее - постановление № 306). Однако такие изменения были внесены только в конце марта 2012 года постановлением Правительства РФ № 258.

С 1 июля, то есть со дня вступления в силу этих изменений, согласно постановлению № 354 органам государственной власти субъектов РФ было отведено всего два месяца для расчета и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг. 27 августа текущего года Министерством ЖКХ Астраханской области они были утверждены для всех муниципальных образований региона. При этом отдельно установлены нормативы потребления, применяемые для расчета платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом помещении, и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек. Новые нормативы уже начали применять в тех многоквартирных домах, где нет общедомовых приборов учета, а также в квартирах и частных домах, не оборудованных индивидуальными счетчиками.

Новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 354 вступили в силу с 1 сентября. Согласно этому документу общедомовое потребление определяется либо по нормативам, либо по общедомовоым приборам учета.

Газета «Астраханский мир» уже рассказывала читателям, как по «умопомрачительным» формулам рассчитывается размер платы за общедомовые нужды в том случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета. Теперь к этому прибавилась очередная головная боль для тех домов, где нет таких приборов. Расчеты в этом случае будут производиться по нормативам потребления. Как уверяют законодатели, плата в этом случае станет более прозрачной и не позволит коммунальщикам драть с населения втридорога непонятно за что. Так ли это на самом деле? Попробуем выяснить.

Начнем, пожалуй, с наиболее простой коммунальной услуги - газоснабжения, тем более, что норматив на общедовые нужды в этом случае принимается равным нулю.

Нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ № 373 от 13.06.2006 г. Расчет до 01.07.2012 г. осуществлялся по формулам, предусмотренным разделом 2 Приложения к постановлению № 306. Так, например, норматив потребления газа на приготовление пищи с использованием газовых плит рассчитывался на основании двух показателей, один из которых устанавливался федеральным министерством, а второй (средняя фактическая теплота сгорания природного газа) - регионом. Так должно было быть по закону. Однако анализ событий, произошедших за последние годы, дает основание еще раз утверждать, что в нашей области законы в большинстве случаев действуют в интересах монополистов.

Многие, наверное, помнят, как месячный норматив потребления газа при наличии газовой плиты, центрального отопления и горячего водоснабжения в конце 2006 года увеличился сразу на 70% - с 6 до 10 кубометров на человека. Это произошло после того, как указанным выше постановлением № 373 для всех субъектов РФ, в том числе и для Астраханской области, были установлены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов его учета. На основании этого нормативы потребления газа решением регионального министерства ЖКХ были утверждены на уровне минимально допустимых норм (постановление № 02П от 28.12.2006 г.).

Теперь стало понятно, почему тогда население упорно пытались убедить в том, что нормативы установила федеральная власть, а регион к этому никакого отношения не имеет. А если учесть, что всё это происходило на фоне газовой вакханалии, связанной со сменой поставщика газа, то будет понятно, кому было выгодно увеличивать нормативы.

С 1 июля текущего года нормативы потребления газа устанавливаются субъектами РФ на основании норм потребления, определяемых в соответствии с методикой расчета, утвержденной приказом Минрегиона № 83 от 13.07.2006 г. (пункт 47 постановления № 306 - новая редакция). Следует сразу отметить, что понятия нормы потребления законодательством не определено. Норма учитывается лишь при определении норматива потребления, однако как эта величина влияет на норматив, законодательство не разъясняет. В то же время постановление № 373 не отменяет понятие «норматив потребления». Более того, его расчет, согласно данному нормативному акту, осуществляется на основании порядка, установленного постановлением № 306.

Однако в новой редакции этого документа формулы расчета норматива газоснабжения, предусмотренные ранее, отсутствуют. Возникла коллизия нормативных актов.' А как же в таком случае областное министерство рассчитало нормативы потребления газа?

Есть вопрос и к федеральной власти. Общедомовых нужд при использовании газа в многоквартирных домах нет. Утечек не должно быть. Тогда что будут учитывать общедомовые приборы и нужно ли их в таком случае устанавливать? Или это очередной способ откачки денег из кармана населения в доход богатенького монополиста?

Нормативы потребления на другие коммунальные услуги (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение) установлены областным министерством с грубым нарушением федерального законодательства. Так, например, нормативы потребления холодной и горячей воды и их отведение оставлены на уровне нормативов, действовавших до 1 сентября, несмотря на то, что в них учтены нормативные технологические потери энергоресурсов, а также нормативы, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 25-26 постановления № 306). Таким образом, нарушено прямое предписание Правительства РФ, изложенное в постановлении № 354: исключить из расчета норматива потребления коммунальной услуги вышеуказанные составляющие (пункт 4 «б»).

Кроме того нарушено положение пункта 11 постановления № 306 в новой редакции, где, в частности, указано, что «нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технологические параметры, степень благоустройства».

Однако согласно постановлению № 144-П областного министерства норматив для благоустроенных квартир в Астрахани составляет по горячей воде 3,3, по холодной - 7,5 куб. м на человека в месяц. А для аналогичных квартир в Ахтубинске те же нормативы установлены соответственно в размере 3,1 и 4,2; в Знаменске - 3 и 5,3 куб. м на человека. В городе Нариманове в жилых домах с водопроводом, канализацией, центральным горячим водоснабжением, ванной и душем нормативы установлены в размере 2,9 и 4,8 куб. м на человека в месяц. Вот такая получается белиберда. На вопрос, почему так получилось, у работников министерства ответ один: так показали расчеты. Какая чушь! Если говорить только о нормативах для нашего города, то даже по теории вероятности такого быть не может. При исключении из расчета ряда составляющих конечный результат уменьшается. А у нас он прежний. Нонсенс!

Теперь попробуем разобраться с общедомовыми расходами. Так, по мнению министра ЖКХ области В. Яковлева, общедомовые нужды при использовании воды - «это не что иное, как так называемые внутридомовые потери: дырявые трубы, полные воды подвалы». Однако не секрет, что все утечки и раньше оплачивались населением. Согласно постановлению № 306, в соответствии с которым разрабатывались прежние нормативы, в них уже были заложены все внутридомовые потери.

Кроме того, министр не учитывает, что согласно пункту 29 постановления № 306 в новой редакции в нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не включаются расходы энергоресурсов, возникших в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомо-вых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в МКД.

Исходя из этого, логично было бы предположить, что после выделения затрат на общедомовые нужды внутриквартирный норматив должен уменьшиться. Однако ничего подобного не произошло. Нормативы потребления холодной и горячей воды, а также водоотведения внутри жилого помещения остались прежними. Но к ним прибавился общедомовой расход. Впрочем, это не смущает регионального министра ЖКХ. «Это еще один из стимулов для установки приборов учета, - считает он. - К тому же нормативы не менялись много лет, а многие компании и так работают с убытком». Дурной пример заразителен. Городская Дума установила налог на строительство мусоро-сортировочного комплекса. Теперь министерство ЖКХ, в угоду монополистам, вводит обязательный налог на коммунальные услуги.

Сами нормативы потребления на общедомовые нужды утверждены постановлением № 144-П министерства ЖКХ области. Однако в таблице 2 вы их не найдете в привычной для населения форме. Там указаны только коэффициенты для расчета норматива потребления. В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, если следовать положениям постановления, для того чтобы произвести расчет норматива, необходимо знать шесть показателей. Естественно, возникает следующий вопрос: а кто же будет высчитывать все эти нормативы и предъявлять их населению к оплате? В областном министерстве пояснили, что эта забота ложится на плечи управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и прочих организаций, отвечающих за общедомовое имущество. Но такого положения в постановлении нет, а устные разъяснения юридической силы не имеют. В министерстве прекрасно знали, что обязывать официально вышеперечисленные организации рассчитывать нормативы они не имеют права. Такие обязанности жилищным законодательством не предусмотрены, а положения, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов, ничтожны. Так что разъяснения министерства рассчитаны на ту часть населения, которая пока еще не научилась разбираться в хитросплетениях жилищного законодательства. К этому следует добавить, что во всех федеральных нормативных актах законодатель предусмотрел только одно понятие - норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Таким образом, областное министерство, утвердившее коэффициенты для расчета норматива, перекладывает свою работу на плечи населения. А зачем тогда такое министерство существует?

Что касается утверждения нормативов потребления на электроснабжение, то министерство извлекло на свет божий свое постановление № 3-П от 15.02.2011 г., которое определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 03.10.2011 г. было отменено. К этому следует добавить, что при определении внутриквартирного норматива снижения не произошло, он, наоборот, увеличился. Существенная прибавка в оплате коснется малообеспеченных слоев населения - одиноко проживающих и семей, состоящих из двух человек.

Таким образом, за коммунальные услуги многим придется платит больше, чем прежде, ведь нормативы потребления, как вы убедились, не разделили на внутриквартирные и общедомовые, а по сути просто увеличили. По словам областного министра ЖКХ В. Яковлева, дополнительные расходы небольшие, в среднем всего каких-то 50 рублей за каждую услугу с квартиры. Ну, это для кого как небольшие! А с учетом выросших в этом году тарифов дополнительная надбавка для многих будет весьма ощутима. Судя по всему, добавочный платеж выдумали, чтобы из кармана жильцов покрывать якобы миллиардные убытки предприятий-монополистов.

Тем временем прежние нормативы, по которым многие годы расплачивалось подавляющее большинство населения, были явно завышены. В результате переплата вырисовывается фантастическая. Как показали многочисленные проверки региональных прокуратур и городских контрольных палат, норматив потребления холодной воды 7,5 куб. м на человека в месяц завышен минимум в два раза. Еще бы: это 7500 литров, то есть по 250 литров в сутки на человека. Таким количеством воды, по мнению директора московского зоопарка, можно помыть трех слонов. А как вам месячный норматив потребления газа в 10 куб. м на человека? Реальное среднее потребление газа плитой - 6 - 8 куб. м в месяц на семью, а не на одного человека. Например, депутаты гордумы Твери покопались в платежках, и всплыло следующее: если в 1996 году норматив потребления газа составлял 5,8 куб. м на человека в месяц, то в последующие годы он вырос до 10 куб. м. Налицо почти двукратное увеличение. Но самое смешное, что по расчетам депутатов, пропускной способности тверских газовых сетей не хватит, чтобы пропустить тот объем голубого топлива, который якобы сжигает население. Не смешно, а горько! А как обстоят дела с этим хотя бы по Астрахани?

Астраханцы возмущены новыми обложениями. Но разве это кого-то интересует? В особенности не повезло тем домам, где до сих пор не установлены общедомовые приборы учеты. Однако они могут быть установлены не во всех многоквартирных домах, а лишь в тех, где есть техническая возможность их установки. С 1 сентября вступил в силу приказ Минрегиона РФ, утвердивший порядок обследования многоквартирных домов и критерии, при которых установка общедомового прибора невозможна. Следует сразу учесть, что установить общедомовые приборы, да и внутриквартирные, в домах старой постройки весьма сложно, если вообще возможно. Инженерные коммуникации таких зданий, построенных по старым проектам, не предусматривают возможности установки подобных приборов - их тогда и в помине не было. За что же должны страдать жители таких домов, оплачивая коммунальные услуги по завышенным нормативам? Они жилье себе не выбирали, его им предоставило государство. За что же теперь их наказывать? Значит, нужно искать выход. Теперь слово за федеральной властью и народными избранниками, которые должны принять решение, защищающее интересы таких жителей, их конституционные права.

Сегодня аббревиатура ЖКХ у многих ассоциируется не только с ростом тарифов, но и с необоснованно высокими нормативами потребления. Жильцы многоквартирных домов стали заложниками неудовлетворительной работы областного министерства. Нормативы рассчитаны наспех. Времени у чиновников в короткий срок подготовить что-то более-менее компетентное, принципиальное новое не было. Вот и получилось то, что получилось. Да и сами постановления готовились в спешке..Об этом говорит хотя бы тот факт, что ни в одном из более сотни постановлений нет пункта, который бы предусматривал положение о том, какие же нормативные акты, в связи с вводом новых нормативов, утрачивают силу.

Общаясь с чиновниками, понимаешь, что они не слышат нас, они далеки от народа, отделены от него глухой, непробиваемой стеной. Признавать свои ошибки для них зазорно. Даже если в законе написана чушь и это свершившийся факт, подтвержденный ведущими юристами России, чиновники будут гнуть свою линию, поддерживать неэффективный менеджмент монополистов. Посмотрите, как рьяно защищает их интересы государственный чиновник - министр В. Яковлев: «Введение общедомовых платежей - это мера необходимая, так как многие коммунальные предприятия работают в убыток. Например, «Лукойл-ТТК» должен поставщикам 240 млн. рублей». Вот это лоббирование интересов монополистов! Их убытки - на плечи народа! Население для них дойное стадо, безграмотное, не разбирающееся в законодательстве. А как же интересы людей? Вопрос об этом, заданный чиновникам, ставит их в тупик. Это говорит о том, что они в принципе не готовы работать в интересах людей.

Население всё чаще и чаще задает одни и те же вопросы: почему реформа ЖКХ не продумана, почему она сводится лишь к изъятию денег у населения любыми способами. При этом находятся какие угодно объяснения, по мнению чиновников, всегда объективные. Только о людях в этих случаях всегда забывают. Люди у нас терпеливые, ничего, подождут. Но ведь ждать иногда надоедает!

Александр Раскопов,

"Астраханский мир" № 41, 25.10.2012 г.