Больше года действует новый Водный кодекс, согласно которому нельзя подъезжать на машине к реке. Правда, пока то ли ввиду малочисленности сотрудников рыбоохраны, то ли потому, что слишком много иной раз машин у воды стоит, не слышал, чтобы кого-нибудь наказывали. Не слышал до прошлой недели.
В прошлую пятницу к нам в редакцию обратился Владимир Пархоменко, который в середине ноября плавал в гидрокостюме, без ружья (оно лежало в машине) и снимал на видеокамеру, встроенную в маску, жизнь подводных обитателей на реке Берекет, что в Красноярском районе.
Увидев какую-то суету у своей машины, вышел из воды. Его ждали два инспектора Красноярского отдела ВКТУ Росрыболовства, которые с рулеткой измеряли расстояние от уреза воды до машины и обрадовали Владимира тем, что он совершил административное правонарушение, поставив машину ближе чем 50 метров от уреза воды, выписали протокол. Согласно статье 8.42 пункт 1 КОАП РФ "Использование прибрежной защитной полосы водного, объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех с половиной тысяч рублей, на должностных лиц - от восьми до двенадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот до четырехсот тысяч рублей". В общем, ничего не попишешь, таков закон. Насколько он хорош и в интересах кого принят, наша газета писала неоднократно. Юридически не подкопаешься Но 98% рыбаков и просто отдыхающих являются нарушителями. Смущает меня, как человека, каждую неделю бывающего на реке, и не только меня, одна вещь. Наверное, красноярские инспекторы навели на реке идеальный порядок, и теперь на подведомственной территории нет браконьеров, в воде ни одной сетки и снасти, корабли перестали сливать в воду подсланьевые воды, и так любимых начальством протоколов кроме как на нарушителях Водного кодекса ни на чём другом не сделаешь. По инструкции вы, конечно, правы, но, кроме инструкции, существует ещё совесть, вы же не на оккупированных территориях, те, кто должен заплатить от трёх до четырёх с половиной тысяч рублей, - ваши земляки и соотечественники.
Я позвонил руководителю ВКТУ Росрыболовства Геннадию Судакову, который сказал мне буквально следующее: "Я не могу запретить своим сотрудникам исполнять нормы закона". В общем, тупик, все вопросы в Думу, которая приняла в 2010 году эти поправки и которой больше нет, новая появится после выборов.
Можно, конечно, пробовать судиться, так как, согласно статье 65,18-й пункт: "Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Конкретная водоохранная зона, где вам пытаются выписать протокол, должна быть:
- занесена в государственный водный реестр,
- иметь описание границ, их координаты и опорные точки,
- обозначена на картографических материалах,
- иметь специальные информационные знаки.
На Берекете, как и на большинстве других наших рек, никаких знаков нет, поэтому шансы у Владимира, если он захочет судиться, есть. А есть ли у граждан нашей страны шансы жить по законам, которые приняты в интересах большинства населения, в ближайшие пять лет, большой вопрос, ответ на который мы получим уже скоро, после 4 декабря.
СПРАВКА
Статья 85 Водного кодекса РФ, пункт 1, гласит: "Водоохранными зонами являются территории, которые прилегают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности...". Пункт 2. "В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности". В статье 65.4 того же Кодекса оговаривается ширина водоохранной зоны в зависимости от протяженности реки:
1. До десяти километров - в размере 50 м;
2. От десяти до пятидесяти км - в размере 100 м;
3. От пятидесяти км и более - в размере 200 м."
Олег Сарана,
"Комсомолец Каспия" № 95, 30.11.11.