Недавно на совещании у губернатора Астраханской области Александра Жилкина по вопросам уборки урожая было заявлено, что надо собрать всё выращенное до последнего килограмма. Иначе, мол, не выполнить нам того самого миллиона тонн овощебахчевой продукции, на который замахнулись. Замахнуться, конечно, легко. Только выполнить трудно.

Помниться мне, как ещё при Советской власти наша область боролась за этот пресловутый миллион. Да кишка оказалась тонка. Не дотянули. А ведь был потенциал куда мощнее, чем сейчас. Десятки коллективных хозяйств и совхозов, в которых было от пяти-шести до десяти-двенадцати овощеводческих и бахчеводческих бригад. А в этих бригадах по тридцать-сорок гектаров орошаемых земель.

Сейчас коллективных хозяйств: раз, два – и обчёлся. А совхозов, по-моему, и вовсе нет. Так о чём же речь? Надеемся на фермеров? А много ли произведёт фермер тех же самых овощей и арбузов, если он не имеет достаточного количества техники? Много ли произведёт фермер. Если цены на горюче-смазочные материалы зашкаливают? Много ли произведёт фермер, если цены на семена, запчасти, удобрения, химзащиту растений такие же высокие, как на топливо? Конечно же, немного. А много он и не сможет произвести по разным причинам. Ну хотя бы по причине реализации выращенного. Как обычно, так было раньше, остаётся и сейчас, самая востребованная продукция ранних сроков созревания. Она, во-первых, самая дорогая. Во-вторых, её реализовать проще. Большой спрос. Поэтому производитель не останется в накладе, какое бы количество продукции он не произвёл. А вот со средней и особенно с поздней продукцией – проблем, как говорится, воз и маленькая тележка. Средняя ещё туда-сюда. Её можно реализовать пусть даже по невысоким ценам. А вот с поздней, как правило, большие проблемы. Особенно у тех производителей, которые далеко от крупных населённых пунктов. Взять, к примеру, Ахтубинский район. Он, правда, близок к Волгограду. Но в Волгоградской области своих фермеров, которые производят овощи, хоть отбавляй. Везти бы выращенное в Астрахань. Сюда далековато. Получаются большие накладные расходы. Было бы в районе перерабатывающее производство. Но с этим одни недоразумения. На консервные заводы, которые здесь имеются, никакой надежды. Пущенные в эксплуатацию три года назад, они не сумели оправдать возможных на него задач. Один постоянно простаивает. Другой работает с пятого на десятое. Не лучше положение и в других районах области. Поэтому не приходится удивляться, что поздняя продукция из-за невозможности реализовать её вовремя, перезревает на корню и оказывается никому не нужной. И если за ранней продукцией выстраиваются десятки машин из других регионов в очередь, то за поздней да ещё перезревшей – желающих немного.

По данным минсельхоза Астраханской области, в прошлом году наши аграрии обеспечили рост объёмов валовой продукции на целых 120 процентов. Это позволило региону стать единственным в России, так значительно увеличившим сельскохозяйственные показатели. В этом году перед нашими сельхоз производителями поставлена цель увеличить объём производства овощебахчевой продукции на 6,5 процента, что должно позволить выйти на рубеж по производству валовой продукции на один миллион тонн. Но легко было на бумаге да забыли про овраги. В прошлом году областные чиновники сетовали на целый ряд причин, которые не позволили произвести миллион тонн овощебахчевой продукции. Одна из них – холодная весна. Потом подкосило нашествие саранчи. В народе говорят: плохому танцору всегда что-то мешает. Так и нашим чиновникам от сельского хозяйства. Интересно, на что они будут сетовать в этом году, если не будет получен миллион тонн сельхозпродукции? На жаркое лето? На засуху? Но у нас жаркое лето всегда. Саранча тоже бывает частенько. На засуху? Но о какой засухе может идти речь, если у нас вся овощебахчевая продукция выращивается на поливных землях. А значит, валовой сбор тех же самых овощей не должен резко колебаться. Значит, астраханцы всегда должны иметь в продаже те же, скажем, помидоры и картофель, которые теперь у нас выращиваются в достаточном количестве как ранних, так и поздних сортов. У нас сейчас, в самый разгар сезона, и помидоры, и картофель, и другие овощи продаются по недоступным для многих людей ценам. Почему? Вырастили мало? Всё отправили в другие регионы? Скорее всего, мало вырастили. Конечно, в другие регионы нужно поставлять свою продукцию. Ведь не везде её производят столько, сколько можно у нас, где и климат, и наличие воды для поливных целей позволяют производить всякой продукции с избытком. Вот этот избыток и нужно продавать на сторону. А всю основную продукцию оставлять в регионе на реализацию населению. А то, что не будет реализовано, пускать на переработку.

Битва за урожай проходит с переменным успехом. И нет никакой гарантии, что победа будет за аграриями. А значит, нас может ожидать голодная зима.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 30, 30.09.10.