В очередной раз губернатору Жилкину напомнили об отсутствии в Астраханской области производства томатной пасты. В Москве на встрече первого заместителя председателя правительства России В. Зубкова с астраханским губернатором обсуждалась тема строительства в Астрахани двух крупных комплексов, предназначенных для переработки сельскохозяйственной продукции. Однажды наши власти уже прозевали строительство крупного предприятия «Балтимор» на территории области, по привычке думая не о экономическом будущем, а о сиюминутных откатах в личный карман. Руководство ведущей томатной корпорации повертело пальцем у виска и построило своё производство в другом регионе.

Не может идти и речи ни о каких успехах региона в сельском хозяйстве, если заниматься исключительно поставками не переработанной продукции. И цены на свежие овощи не радуют глаз, особенно в летний период, и хранить их достаточно трудно.

Большая часть томатной пасты в Россию завозится из Китая и Ирана, небольшие партии идут из Украины. В нашей стране имеется ограниченный выпуск этой продукции. Харабалинский консервный завод просветлял эту ситуацию, но руководство области и его не пожалело, когда разворовывало и разрушало производственное наследие Советского Союза.

Хочется верить в очередные заявления губернатора о светлом будущем, но что-то сомнения берут. Всё-таки лучше сначала дождаться появления в продаже первых банок томатной пасты от новых астраханских предприятий, а потом уже и радоваться.

Отдельно удивила фраза губернатора о том, что потребуется выращивать для такого производства столько помидоров, сколько область не выращивала никогда. Интересно, из чего же делали томатную пасту раньше? И куда деваются те помидоры, что выращиваются сейчас, ведь много говорят о невиданных ранее масштабах урожаев. В цифрах всё красиво, а фактически? Странно всё это.

Тонны местных помидор задёшево уходят в другие области. Вряд ли местное производство их будет закупать ещё дешевле. Самое главное, у нас действительно выращивание овощей идёт относительно неплохо. То же самое капельное орошение применяется, которое позволяет эффективно поливать растения малым количеством воды, в результате чего и экономия достигается, и засуха не так страшна. В плане применения этой полезной технологии мы действительно находимся на первых местах в России. Потому вдвойне обидно, что с такими передовыми техническими решениями мы уже столько лет не можем освоить столь выгодную для региона переработку выращенного урожая.

На встрече с Зубковым, Жилкин поднял вопрос об увеличении пошлин на импортную сельскохозяйственную продукцию. Цель-то вполне ясна. Будет импортная продукция дороже – следовательно, нашим производителям будет гораздо легче конкурировать с иностранными. Соответственно, можно будет наращивать производственные мощности, увеличивать количество рабочих мест. Но это в теории. А на практике это точно такая же ситуация, как с «АвтоВАЗом». Ну, повысили пошлины на иномарки до невиданных высот, в результате чего перевезти машину через границу порой стоит больше самой машины. И что в итоге? Сколько лет уже такой порядок сохраняется, и стал ли «АвтоВАЗ» выпускать более качественные машины? Нет. Может быть, у рабочих зарплаты стали достойными? Опять нет, на тех же филиалах импортных автогигантов зарплаты куда как выше. Тогда в чём был смысл? И ситуация осталась той же, а люди стали тратить больше денег на те же иномарки.

Повышение пошлин на импортную сельскохозяйственную продукцию приведёт лишь к удару по кошелькам населения и ни к чему больше. Отличная получается ситуация – конкурировать импортной продукции пока не с кем, но пошлины уже повысили. В итоге – только цены выросли, а отечественные производители всё производственную базу строят.

Да и когда производство всё же появится, ситуация для потребителей ощутимо лучше не станет. Высокие пошлины лишь дадут производителям свободу в плане повышения цен на свою продукцию, а отсутствие нормальной конкуренции поведёт ещё и к падению качества.

Может быть, перед тем как начать применять ограничительные меры, разобраться сначала с внутренними проблемами отрасли? То есть, если уж конкурировать с импортными производителями, может, делать это по-честному? Для начала создать у нас такие же условия, как и у них. Начать, наконец, давать фермерам кредиты на нормальных условиях, а не с теми явно завышенными процентами, что сейчас дают банки. Побороть бюрократию, из-за которой сельхозпроизводители вынуждены для запуска производства собирать кучу ненужной документации. Убрать преследование со стороны многих контролирующих органов. Нормализовать отношения в системе продавец-покупатель, не давая массе перекупщиков получать сверхприбыли, оставляя производителей практически без средств к существованию. Да, наконец, цены на горюче-смазочные материалы довести до адекватных для страны, получающей основные доходы от продажи нефти за рубеж.

И тогда, может, не надо будет никаких пошлин, из-за которых пострадают только люди? Они-то, как обычно, всё стерпят, только вот чем люди так провинились, что будут вынуждены покупать ту же самую иранскую или китайскую томатную пасту, но по более высоким ценам?

Ведь все описанные выше проблемы можно решить – и это никакая не утопия. Все проблемы кроются не где-то, а в системе, выстроившейся в нашей стране за долгие годы. Да, решать их сложнее, чем просто взять и обязать всех граждан платить за подъём экономики, который может и не настать. Но, всё-таки, заботиться о том, чтобы экономика пошла вверх, должно, наверное, и само государство, а не только люди, живущие в нём.

Да и пошлины, как показывает практика, лишь кратковременная мера, в итоге аналогичная подсаживанию на иглу. Они быстро перестанут помогать и потребуются новые. И так до бесконечности. А это вряд ли тот путь, по которому стоит идти.

Иван Кимов,

"Факт и компромат" №24, 13.08.10.