Проблема маршруток Каспийской столицы

В последнее время число нелегальных извозчиков в сфере маршрутного такси в Астрахани и области неуклонно растет. Об этом, в частности, говорят представители сферы перевозок, а также различные контролирующие органы. Маршрутные такси составляют львиную долю внутригородских перевозок в Астрахани, а там где много людей, там и много денег.


Деньги же тянут за собой и на себя тень, ведь они любят счет и тишину, подальше от шумящего города и бесконечных трелей газелей, сигналящих друг на друга, ругающихся между собой и постоянно обзванивая своих коллег по прыткому табуну. В час астраханский водитель звонит сам, либо принимает звонки от коллег по цеху в среднем раз в пять минут, то есть двенадцать раз в час. Параллельные маршруты пересекаются между собой и начинают конкурировать, а им помогают в этом нелёгком деле маршруты смежные, которые, будучи безынтересными к происходящему, охотно сообщают своим друзьям о том, что впереди них идёт тот самый конкурент. Либо, наоборот, говорят: «дорога свободна, счастливого пути, удачи, давай!». В этом бизнесе многие провели не один и не два, а много, много лет. Те, кто перманентно нарушают внутренние правила, так или иначе, оказываются вне всего этого мира, мира маршруток.


Но тут появляются те, кто заявляет, что вот, дескать, мы боролись и боремся, а нелегальных маршрутчиков всё больше и больше. Я вас умоляю, господа, вы уже пересаживайтесь изредка в маршруточки, катайтесь, смотрите на условия, в которых люди ежедневно едут, рискуя жизнью. Многие из них погибают, потому что условия перевозки не соответствуют технике безопасности. Хорошо бы покатать чиновников, ответственных за состояние транспорта в количестве двух десятков человек, уместив их, конечно же, в одной «Газели». Либо набить ими полный «комфортабельный микроавтобус» иностранного производства, только с обязательным условием не включать обдув. Про кондиционер я вообще скромно умолчу.


Сотрудники ГИБДД знают водителей маршруток как облупленных. И даже если маршрутчики узнают другу у друга о местах расположения экипажей гаишников, то делают они это не из боязни остановки, а чтобы не гонять лишний раз в опасных участках. А как только проедут зону видимости инспекторов, сразу начинаются гонки. Это очевидная правда, и все об этом знают. Все всё прекрасно знают и понимают. Кроме и за исключением тех, кто с широко открытыми глазами говорит такой вот набор букв: «В Астрахани нелегальных перевозчиков всё больше!».


Решается эта проблема довольно просто: индивидуальным предпринимателям разъясняется требование о немедленном сообщении наличия постороннего транспортного средства на их маршруте. Вот представьте: едет маршрутка с номером «89», а внутри не пассажиры, а террористы, хотя и выглядит она абсолютно нейтрально. Кто её заметит первым? Конечно человек, работающий на этом маршруте! Это же его кусок хлеба, а тут кто-то лезет.


Нельзя просто так взять и поехать на определённом маршруте. Если бы было можно, то нелегалов были бы многие сотни.

Допустим, что вам удалось взять газель в кредит или аренду. Может быть, она была у ваших знакомых, либо вы её купили на свои кровные. И вот вы садитесь за руль, устанавливаете номер маршрута и выходите на линию. Впереди вас, позади вас окажутся два водителя с этого же маршрута. Тот, который позади, станет понимать, что в его салоне людей очень мало. Он резонно начнет названивать впереди идущему и допрашивать его на предмет: «Здравствуй, уважаемый, как поживает ваша достопочтенная маман?». Когда же вдруг узнается, что впереди идущий ушёл уже очень далеко и он уже практически на конечной, а коллеги по цеху опять же сообщат о том, что такая-то «Газель» действительно находится далеко от негодующего водителя, до многих начнёт уже что-то доходить. Теперь только дело техники. Даже если вы нелегальный перевозчик, вы в любом случае должны довезти пассажиров до конечной. А после этого встать в очередь и поехать на новый круг по маршруту.


А теперь представьте лица, с которыми вас встретят на конечной, где есть какой-никакой график: сегодня Пётр Рустамович выходной, а завтра Гоча Хусейнов не сможет выйти на линию – жена рожает. И тут появляетесь вы. «Э-ге-гей, ребята, приве-е-е-ет! Я ваш новый напарник и я – подмигиваете так невзначай – нелегал!" Знаете, что ответят маршрутчики? Они посмеются и скажут: «Ты забыл сказать "пожалуйста"». А потом либо вы окажетесь терминатором, либо вы испортите статистику по особо тяжким преступлениям. С таким же успехом, как я описал вход в мир маршрутчиков, можно подъехать к инкассаторам и сказать: «Ребята, я тут новенький, работаю нелегально, дайте-ка мне пару путёвок: доставлю в лучшем виде». И все вам очень рады, дают путёвки, вы катаетесь по маркетам и носите из кассы в раздолбанную «шестёрку» кучи денег, а потом, конечно, привозите их... А куда вам их привозить, коли вы работаете нелегально? Бинго! Вы оставляете их себе.


Итак, чтобы пресечь деятельность нелегальных извозчиков, достаточно просто окучивать регулярно конечные пункты остановок маршруток. Не стоит всё же беспокоить пассажиров, но можно и на линии это делать. Но всё же лучше спокойно работать на конечных: подъехала маршрутка – проверили лицензию. Одна, вторая, третья. Делать периодически рейды. И в течение месяца работа маршрутных такси наладится. Ведь получается как: с одной стороны мы хотим комфортных поездок и нормальной работы общественного транспорта в Астрахани и области, а с другой – мы ничего для этого не делаем. То молчаливо наблюдаем на явно неадекватных водителей. Они могут быть и трезвыми, но там, где они получают права и делают справки о том, что они не состояли на психоневрологическом учете, наркологическом учете, вот в этих местах всё это делается очень просто и легко. Дальше остается просто сесть в «Газель» и поехать в Астрахань. Главное, немного знать улицы.


И наши предприниматели от этого страдают – в такой конкуренции нелегалы быстро обходят обычных коммерсантов в денежном объёме, что позволяет им расширять сеть своих нелегальных такси. Но это не объясняет права выхода в рейс! Если маршрутчики не гонят нелегалов, значит, им кто-то подсказывает этого не делать. И мы приходим к тому, с чего начали – кто-то, определённо, за всем этим стоит. И этот кто-то состоит из целой цепочки людей. Коррупции у нас нет, а приятельские отношения никто не отменял. Так и живём пока. До основательной проверки из Москвы, которая, как говорят в кругах маршрутчиков, должна состояться до конца лета, а скорее всего это произойдет ещё до конца июля. Вот тогда и вскроются такие тайны, о которых сегодня нам остается только догадываться. Что ж, осталось запастись терпением и наблюдать за тем, как неуловимые нелегальные Джо бороздят просторы Каспийской столицы на своих железных конях с номерными знаками всех регионов бывшего СССР.


Иван Вездебываев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 27 (637)