Прошлой осенью пришлось мне разговаривать с геодезистами, занимающимися проектированием нового моста, который, согласно решения властей, должен пройти по северной окраине посёлка Стрелецкий, где вблизи стационарного поста ГАИ будет дорожная развязка. По ней, не заходя в центр города, автотранспорт сможет двигаться в разные направления. В том числе в Москву, а также на юг – в Ставрополье, Краснодарский край и дальше. Эта развязка станет своеобразным пропускным узлом и для автомобилей, двигающихся в сторону порта Оля. Но когда это будет. И будет ли вообще – большой вопрос. В связи с кризисом всё может измениться, хотя в планах развития города на двадцать лет вперёд этой автомагистрали придаётся большое значение. Вот что записано в транспортном проекте, рассчитанном до 2025 года: будет решена проблема пробок. В Астрахани появится система скоростных магистралей. Среди проектируемых магистралей есть автодорога, именуемая Стрелецкой магистралью, в которую входит маршрут, связывающий единой сетью Россию с Казахстаном и Китаем, через Ростов, Волгоград и некоторые другие города Южного Федерального округа. Начнётся эта автомагистраль от северной горловины станции Астрахань-2 с пересечением Волги по проектируемому Стрелецкому мосту с выходом на автодорогу Астрахань-Махачкала.

Такие вот дорожные перспективы. А пока там, где планируется новая автомагистраль и мощная автомобильная развязка, на нескольких гектарах красуется топкое болото. О том, как оно тут появилось, хочется рассказать. Очень поучительная история.

Появилось болото в черте города лет 25-30 назад. И вот с тех пор никак отступать не хочет. А даже наоборот: завоёвывает всё новые и новые территории. Его неоднократно пытались осушить, да не получилось. В основном, конечно, из-за нехватки средств. Как говорится, есть хоть на что ссылаться.

Когда-то на месте болота был ильмень. Он соединялся с Волгой неглубокой канавой, через которую перебросили мостик: деревянный, неширокий, позволяющий проходить людям и проезжать на телегах, запряжённых людьми. Тогда и машин-то не было. Они появились значительно позже ильменя. Для них сделали объездную дорогу. По ней они и объезжали ильмень, когда он заполнялся вешней водой, поступающей сюда во время половодья самотёком. С волжской водой в ильмень заходила рыба. Она метала здесь икру. Потом, когда вода так же самотёком уходила из ильменя, вместе с ней уходили в Волгу подросшее рыбное поголовье. Под палящим солнцем ильмень быстро высыхал, покрывался травой-муравой. И тогда сюда выгоняли телят да ягнят. Молодняк быстро набирал вес на зелёном сочном корме.

Так происходило из года в год. До тех пор, пока кто-то, видать, шибко умный, не предложил перекрыть доступ весенней воды в ильмень. Посёлок, мол, расширяется: нужна площадь под застройку. И лучшего места для этого, мол, нет. Канаву закопали. Вместо мостика построили дамбу, наглухо закрыв ильмень от волжской воды. Обрадовавшись, что ильмень стал сухим, люди кинулись строить жильё. Земля плодородная, промытая от солей и других вредных примесей на первых порах давала такие большие урожаи овощей и фрукты, о которых ещё и сейчас вспоминают старожилы.

Но некоторое время спустя, ильмень вдруг взбунтовался. Стал мстить людям за их непродуманные действия. То тут, то там стала появляться подпочвенная вода. Деревья сохли на глазах, чахли грядки с овощами. А потом во дворах стали появляться лужи с белыми окантовками по краям. Это напрямую говорило о том, что выступающая вода засолилась и непригодна для возделывания. И люди также спешно, как и пришли сюда, стали покидать обжитые места. Те, что побогаче, перебрались на ближайший бугор и принялись обустраиваться там заново. Самым бедным помогло государство. Их переселили в пятиэтажки, возведённые по-соседству строительными организациями Главастраханстроя. И красуются теперь на бывшем ильмене, превращённом в болото, фундаменты да остовы брошенных построек, напоминающие картины из фильмов ужасов или последствия атомных бомбардировок. Выходит, дальновидными были наши предки. Не вмешивались они в законы природы, не нарушали они её равновесие. И природа отвечала взаимностью. Наши не в меру прыткие умники-теоретики уже нагадили родной природе так, что она никак не может придти в себя. Взять, к примеру, тот же ильмень в Стрелецком. Осушили его ради сиюминутной выгоды и теперь вот мы пожинаем плоды их недомыслия. А ильмень-то, видимо, был своеобразным природным ирригационным сооружением, защищающим посёлок от подтопления.

Посёлок Стрелецкий можно считать северными воротами нашего города. Отсюда начинается первое знакомство с ним всех, кто приезжает к нам автомобильным транспортом. К сожалению, знакомство это довольно неприглядное. И портит его рукотворное болото.

Борис Касаткин