Рыба нашей мечты
Стоило председателю правительства России Дмитрию Медведеву, прибывшему в Астраханскую область на открытие крупнейшего в стране завода по производству томатной пасты, произнести, что «рыба – это здоровая пища, и, чтобы сохранить здоровье россиян, нужно наращивать объёмы финансовой поддержки этой сферы сельского хозяйства», как цена на судака на рынке по улице Рождественского подскочила до 230 рублей за кило. На невинный вопрос, а какого собственно происходит, продавцы сокрушённо разводят руками, обвиняя во всем рыболовецкие артели, поднявшие закупочную цену на диетическую рыбу до 200 рублей за килограмм.

Не добавляет оптимизма и цена на привозную рыбу. Треска, сёмга, скумбрия перекрывают ценники местных видов рыб как минимум в два-три раза. Уж о каком здоровом питании можно говорить в этой ситуации?

Рост цен на сорта рыб, вылавливаемых в водоёмах нашего региона не щадит кошельки аборигенов. За кило сазана просят 85-90 рублей. Щука уверенно набирает «вес», демонстрируя в течение последних месяцев подъём с 90 до 120-130 рублей за штуку.

Сом (с головой на плечах) уверенно держит цену в 100 рублей за кило. А такой частик, как краснопёрка к осени потерял в цене пять рублей. Ею сейчас торгуют по 40, так что можно смело засолить несколько десятков особей на всякий случай.

Получается, цены на рыбу начинают перекрывать стоимость мяса птицы и животных. Цыплёнок на «рождественском» рынке обойдется вам в 120, бройлерная курица – в 140, курица суповая – в 110 рублей за килограмм. Утку же можно приобрести по 220 рублей за кило.

И если с этими ценами на мясо птицы ещё как-то можно согласиться, приняв во внимание, что птицефабрики вынуждены покупать корма, содержать инфраструктуру, нанимать персонал, то причина повышения стоимость рыбы, выловленной в реке, остаётся загадкой.

Как вызывает недоумение и отсутствие снижения стоимости на продукцию прудовых хозяйств, постоянно наращивающих, согласно отчётам чиновников, объёмы выращиваемой и реализуемой рыбы, даже с учётом расходов на корма и обслуживающий персонал. Теория рыночной экономики говорит, что при увеличении товара на рынке цена на него неизбежно падает. Вот и получается, либо врет теория, либо астраханскому рыбному рынку требуется гораздо большее количество «здоровой пищи».

Но сухая статистика сообщает, что стремительного роста производства в данном секторе экономики региона не наблюдается. Так, если в пять лет назад вырастили 18 000 тонн прудовой рыбы, то в году минувшем объём продукции аквакультуры Астраханской области находился приблизительно на том же уровне, что и четыре года назад (17 600 тонн), обещая лишь к 2020 году приблизиться к отметке в 20 000 тон.
  
Это же было подтверждено и в ходе селекторного совещания, прошедшего в начале текущего месяца года в Камызякском районе с участием премьера Медведева. Оказалось, что доля астраханского аквасектора составляет всего лишь 20 000 тонн из 160 000 тонн, приходящихся на продукцию аквакультуры в стране. Как мы понимаем, гордиться тут нечем.

К тому же замедление темпов развития прудового рыбоводства происходит на фоне снижения уловов рыболовецких компаний, происходящего не только из-за роста туристического и браконьерскоголова, но и разрушительного воздействия человека на естественную среду обитания ихтиофауны. Попытки компенсировать потери за счёт выращивания малька основных видов рыб волжского бассейна и пополнения этой молодью реки Волги к положительной динамике пока не привели. Слишком долго происходило и продолжает происходить неконтролируемое уничтожение дельты реки.

Рыбаки, ссылаясь на засилье туристов в регионе, бесконтрольно вылавливающих рыбу течении всего сезона, не выбирают выделенные им квоты на вылов рыбы в период путины. К тому же и сами рыбаки нередко нарушают правила рыболовства, реализуя пойманную рыбу в «частном» порядке, минуя законные процедуры реализации продукции.

В данных условиях областное правительство просто обязано направить дополнительные ресурсы на развитие прудового рыбоводства с целью не только накормить астраханцев «здоровой пищей», но и снизить нагрузку на экосистему реки Волги и Северного Прикаспия. Однако, как говорится, дело за малым – финансированием, с которым у нас, увы, плачевно. Но и без учёта проблем с финансированием, работа велась и ведётся весьма неэффективно.

Об это, например, говорили и предприниматели летом этого года в ходе рабочей поездки губернатора Астраханской области Александра Жилкина в Володарский район. Так, владелец садковой фермы «Синеморцо» Львов посетовал на отсутствие поддержки властей: «Помощь садковым фермам со стороны минсельхоза пока проявляется только в формате интереса и не более. Гранты на аквакультуру этой весной фермеры не получили никто. Хотя и участвовали в этом конкурсе и представили весь необходимый комплект документов и естественно утвержденный бизнес-план. Льготных кредитов тоже нет. У меня нет цели критиковать госорганы. Потому, как понимаю, что это новое направление в сельском хозяйстве. И как обычно должно пройти какое-то время. Искренне благодарен руководству Володарского района, в практическом желании помочь. Только гранты район, увы, не распределяет».

Этот же вопрос был поднят летом и на заседании комитета облдумы по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии. Легко предположить, что парламентарии продемонстрировали заинтересованность в сдержанном подходе к использованию биоресурсов Нижнего Поволжья. В частности, они выдвинули предложение по первоочередному развитию аквакультуры с применением «инновационных технологий» при «выращивании продуктивных пород рыб». По их мнению, эти меры позволят увеличить объёмы выпуска рыбной продукции в регионе.

В то же время осталось совершенно непонятно, какие шаги предполагается предпринять для реализации этих слов на практике.

Понятно одно. Рыбохозяйственный сектор экономики Астраханской области представлен приблизительно 200 предприятиями, из которых около 70 занимаются рыбной ловлей. Общее число занятых на этом производстве составляет 6 000 человек. Согласитесь, это не так уж и много для нашего «рыбного» края.

Однако не стоит ломать в истерике руки и биться в падучей, призывая проклятья на головы чиновников. Работа идёт. Непонятно лишь, чем она обернется для жителей Астраханской области? Вернется ли на наши столы дешёвая рыба?

А пока мы можем видеть, что в нашем регионе всё-таки создаются новые прудовые хозяйства, поражающие своими масштабами любого, кто в силах представить эти цифры. Происходит это не благодаря работе того же министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области во главе с Алексеем Галкиным, но, скорее, вопреки.

Например, в августе стало известно о введении в эксплуатацию в Икрянинском районе самого большого рыборазводного пруда в стране. Председатель прудового хозяйства Кузьмин заявил следующее: «Объём – 100 га, самый большой пруд. Запустили в него в апреле полторы тонны толстолобика, небольшую часть амура, карпа. Вылавливать будем уже осенью, в зависимости от погоды, перед заморозками, в среднем соберём рыбы тонны четыре или пять, в зависимости от кормления». В дальнейшем предполагается выращивать и уроженца североамериканских озёр – веслоноса, маточное стадо которого воспроизводится в этом же районе, в стенах Икрянинского рыбопитомника. Произведённую рыбу будут направлять на предприятия области для выпуска консервов, вяленой и мороженой рыбы.

Не отстает от икрянинцев и Володарский район, на территории которого работает рыболовецкое хозяйство, занимающееся помимо лова еще и разведением африканских сомов. Из примерно 50 000 особей, находящихся в прудах хозяйства, половина должна быть реализована до конца года на наших рынках. Остальную часть предполагается оставить на зимовку для дальнейшего разведения в следующем году.

Кстати, в поставках этой экзотической рыбы, попавшей в наш регион из Беларуси, заинтересованы крупные отечественные торговые сети. Таким образом, существует вероятность, что выращенная на территории области рыба вновь минет наши прилавки.

Но всё-таки темпы производства в региональном аквасекторе Астраханской области растут. Пусть малыми шажками, но все-таки растут. Промышленный вылов рыбы из-за бесконтрольного уничтожения биоресурсов Нижней Волги снижается, но растёт производство в садковых хозяйствах.

И весьма печально, что рост объёмов продукции аквакультуры никаким образом не влияет на ценовую политику реализуемых рыбных товаров. Цены повышаются. И значительными темпами.

Всё же надежда на то, что дешёвая рыба попадёт на столы астраханцев остаётся, поскольку Дмитрий Медведев заявил следующее: «Государство заинтересовано в том, чтобы жители ели качественную местную сельхозпродукцию, такую, как, например, выращивают в Астраханской области. Поэтому я даю поручение РЖД и Минсельхозу найти решение по снижению тарифов на перевозки по железной дороге. Село остаётся защищенным – это позиция государства».

Вадим Матвеев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 37 (696), 2016 г.