Полевая Россия, довольно

Волочиться с сохой по полям.

Нищету твою видеть больно

И берёзам и тополям.

С. Есенин

Опять помощь автопрому. Сельское хозяйство, к которому правительство хотело бы повернуться лицом, опять забыто. Нет тракторов, сельскохозяйственной техники, навесного орудия для колёсных и гусеничных тракторов по доступной цене. У нас, в селе Курченко Наримановского района Астраханской области, из более 100 землевладельцев со своими паевыми землями (по 11 га) овоще производством занимаются человек шесть, которые имеют по одному пахотному (гусеничному) и одному колёсному трактору.

Весной, с началом весенне-полевых работ, областные и районные структуры начинают обещать помощь сельскому труженику, выплёскивая на газетные страницы лозунги и призывы, какой частью тела повернутся к сельскому производителю. Одно подозрительно, почему-то они каждый раз поворачиваются к сельчанам передом. Какие-то Янусы многоликие. Обещают помощь в реализации овощей (помидоров). На этом их «титанический» труд заканчивается. Государство обещает фермерам ГСМ по льготной цене, но как говорит русская пословица – обещанное нужно чуть-чуть (года три) подождать.

В сёлах по утрам не слышно тракторного рокота. А у нас, в с. Курченко, на ферме № 3 до 1985 года были четыре овощные бригады, более тридцати кормодобывающих звеньев, более 1400 голов крупного рогатого скота и огромный парк гусеничных и колёсных тракторов. Работу этих бригад и звеньев на страницах районной газеты «Степная новь» освещал наш неизменный и любимый журналист Б. Касаткин. Его репортажи, действительно, окрыляли, вдохновляли и воодушевляли наших тружеников на трудовые подвиги. В любой овощной бригаде или кормодобывающем звене, или молочно-товарной ферме Б. Касаткин был желанным гостем. Любая производственная точка на много перевыполняла производственные задания. За день этот неутомимый журналист мог посетить две и более производственных точки, и всё это отражалось в районной газете.

Накосить сено для частного скота тоже ничего не составляло. Тракторов было много, а трактористов ещё больше. Окончивший восьмилетку сельский мальчишка был готовый тракторист со свидетельством. После школы его тут же подключали к сельхоз. работам в качестве тракториста на малых тракторах «Владимировец», где он работал с огромным удовольствием.

Сейчас, как я уже сказал, тракторов в селе нет, а российские руководители, наверное, уже подзабыли, что это за техника, потому как все силы брошены на автопром, а о тракторостроении ни гу-гу. На легковом автомобиле землю не вспашешь, не проборонуешь, не прокультивируешь. Пункты приёма старых машин забиты до отказа – за девять тысяч сдают автомашину на ходу. А если бы это были трактора, мини-трактора, пусть старые, да по 10 тысяч рублей, то Россия была бы завалена с/х продукцией, а сейчас перенасыщение автомобилей в городах привело к тому, чему все мы являемся свидетелями, но то ли ещё будет. В Татарстане процветает мини-тракторная «самодеятельность». Из жигулёвских двигателей татарские умельцы изготовляют двухцилиндровые двигатели, на базе которых изготавливают мини-трактора. Говорят, что гаишникам запрещено даже останавливать без надобности эти самоделки. Изобилие сельскохозяйственной и животноводческой продукции там, конечно, можно ожидать с уверенностью. В России цена старого трактора колеблется в пределах 450-500 тысяч рублей, а должна была бы быть, как и старой машины в пределах 10 тысяч рублей. Но наших руководителей такая перспектива не радует и даже не волнует, так как сытый голодного не разумеет. Если бы всем чиновникам зарплату установили, как и среднему пенсионеру или рабочему, они бы сразу поняли, где зарыта экономическая «собака», как помочь сельскому труженику и какой стороной повернуться к сельхозпроизводителю. А пока о возрождении государственного тракторостроения и использовании самодельных мини-тракторов, которых при нынешней и российской бюрократии даже за ворота не выведешь, не может быть и речи. Люди отвыкают от физического труда, для них чуждо такое понятие как радость труда.

На селе нет работы. Кто помоложе едет в город. Отсутствие с/х техники отрывает народ от земли и гонит в город на случайные заработки. Люди отвыкают от земли, приобретают навыки городской наживы. Они ленятся даже уничтожать трав вокруг дома, не держат крупный рогатый скот, даже коз, которые бы поедали и затаптывали траву не только в центре села, но даже на окраинах. И как следствие – сожженные дотла сёла. Если бы в селе было хотя бы с десяток мини-тракторов (для заготовки сена), люди бы захотели содержать и крупный и мелкий скот, а те бы в свою очередь уничтожили всю растительность вокруг села, предотвратив пожары. Но вместо тракторостроения государство тратит деньги на погорельцев, отстраивая им новые сёла.

Рускар Р., с. Курченко,

"Факт и компромат" № 04, 11.02.11.