В неоднозначных условиях текущей ситуации в сельхозпроме чиновники минсельхоза ратуют о победах на полях, забывая о многочисленных проблемах отрасли

Жара на юге России благотворно повлияет на арбузы, сообщает минсельхоз Астраханской области. По словам начальника отдела растениеводства областного министерства Рината Дубина, ягода быстрее набирает вес и становится слаще. «Доказано, что чем выше температура, тем слаще арбуз», — сказал он. Астраханские арбузы зреют даже ночью, потому что температура в темное время суток в области не падает, в отличие от других регионов, поэтому ожидается, что местные арбузы в этом году будут слаще обычного.


Вот такие бравурные заявления приходится частенько слышать из уст наших чиновников областного минсельхоза. На их сайте днём с огнём не сыщешь хоть что-то, напоминающее предупреждения о грядущих проблемах в связи с маловодьем или здоровую критику экспертов, ведь не одними арбузами жив человек. Конечно, легче писать о чужих победах на полях, чем сознаться в собственном бессилии.


Международная недеятельность

Интересно, что региональный минсельхоз даже не удосужился сообщить, предпринимались ли с его стороны какие-либо шаги по урегулированию ситуации с санкциями Белоруссии по отношению к астраханской птице. О том, что Белоруссия запретила ввоз птицы из Астраханской области, стало известно ещё в начале мая, о чём тогда сообщил департамент ветеринарного и продовольственного надзора минсельхоза дружественной нам республики.


«По информации Международного эпизоотического бюро, на территории Астраханской области зарегистрированы случаи заболевания птиц высокопатогенным гриппом H5N1», — пояснили в ведомстве. Ограничения касаются живых птиц (в том числе зоопарковых и цирковых), мяса, яиц, пуха, перьев, кормов для птиц, охотничьих трофеев, а также оборудования для содержания, убоя и разделки птиц.


Кроме того, за несколько дней до этого Министерство сельского хозяйства Казахстана также временно ввело аналогичные ограничения в отношении Астраханской области. И уж если о крупномасштабных поставках нашей птицы белорусам говорить пока не приходится, то уж Казахстан — вот он, рукой подать.


Кстати, объявленные в 2014 году бизнес-проекты на территории России стали крупнейшими по объемам предполагаемых инвестиций в мире. Как следует из Доклада о мировых инвестициях ООН за прошлый год, из топ-10 крупнейших мировых инвестпроектов шесть анонсированы для реализации в России. Притом шестое место в рейтинге досталось китайскому проекту, который представляет из себя завод по производству кормов для животных New Hope Group (с прямыми инвестициями в $500 млн).


Компания New Hope Group, собиравшаяся строить завод по производству кормов для скота, не объявляла о конкретных датах начала строительства и до сих пор выбирает среди предложенных площадок в Московской области, Хакасии и Астрахани, сообщает близкий к минсельхозу источник. Вот за что нужно хвататься нашим чиновникам! Вырывать инвестора, грызть зубами для него землю, на которую он может прийти! Но вот незадача — не сообщают они, какие предпринимаются шаги в этом направлении. Хотя что удивительного, ведь легче написать о победах фермеров, которые своим потом ещё создают условия продовольственной независимости Астраханской области.


Денежки не доходят

Как рапортуют, ежегодно министерство сельского хозяйства Астраханской области выделяет гранты на поддержку начинающих фермеров. В этом году принять участие в конкурсе решили и реестровые казаки станицы Красноярской. Во главе с подхорунжим Иваном Козловым инициативная группа казаков станицы Красноярской решила заняться разведением лошадей кушумской породы. Для этих целей заводчики уже взяли в аренду земельный участок на острове Чистый Яр, разработали бизнес-план и получили одобрение министерства сельского хозяйства. Для начала казаки планируют закупить более 20 голов лошадей.


В то же время ситуация с доведением денежных средств до сельхозпроизводителей недавно была подвергнута критике со стороны президента России Владимира Путина. По его словам, в регионах выделенные средства доводятся до предприятий АПК с большой задержкой, в то время как именно весной поддержка производителям особенно необходима.


Среди «проштрафившихся», помимо Ингушетии, Якутии с Приморским краем, Мурманской и Сахалинской областями, оказалась и Астраханской область. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, основная причина недоведения средств до аграриев — «обычное разгильдяйство, плохая организация работы». При этом он потребовал от региональных властей до 1 июля кардинально исправить ситуацию с доведением средств до сельхозпроизводителей.


И ведь центральные власти щедро предоставляют регионам деньги на развитие в сельхозсфере. Например, объем субсидий, предоставляемых из того же федерального бюджета на увеличение объемов кредитования растениеводства в Астраханской области, увеличен до 73,490 млн руб. Однако в последнее время было принято решение о предоставлении грантовой поддержки в размере 1,5 млн рублей всего трём десяткам фермеров — представителям животноводства, растениеводства, рыборазведения. Хотя заявку на участие подавали 57 фермеров из всех районов области.


Земля требует заботы

Эксперты ОНФ по итогам проведенного мониторинга выяснили, что власти в регионах в недостаточной степени применяют механизмы защиты сельхозземель от нецелевого использования. Для эффективного исполнения поручения президента Владимира Путина в этой сфере необходимо увеличить ставки налога для сельхозпроизводителей, допустивших простаивание сельхозземель, усилить санкции для чиновников, своевременно не выявивших таких фактов, а также сократить срок, являющийся основанием для их изъятия и передачи другим инвесторам.


Мониторинг позволяет сделать вывод, что земля есть, она неэффективно используется, в то время как существует дефицит земельного ресурса и хороший спрос на него среди сельхозпроизводителей. Судя по всему органы власти на местах в недостаточной мере применяют механизмы, способствующие целевому использованию земель. Более того, с нашей точки зрения, действующие санкции за нерациональное использование таких участков требуют уточнения и доработки в части усиления ответственности.


Аграрии семи из одиннадцати исследованных регионов — Республики Дагестан, Забайкальского края, Калужской, Псковской, Новгородской, Смоленской, а также Астрахаской областей — заявили о масштабных случаях простоя земель сельхозназначения. По их информации, даже в их муниципальных районах размер неиспользуемых земель превышает 1 тысячу гектаров.


Большинство участников (75%) заявили о дефиците земли и намерении взять ее в сельхозоборот, как только появится возможность. А также о необходимости привлекать к выявлению и пресечению фактов неэффективного использования земли активных граждан и даже о личной готовности принять участие в такой работе.


Ловись рыбка, хотя бы маленькая

Когда выпускают рыбу, она просто не доходит до жизнеспособного состояния. Не все равно, в какой навеске выпускается рыбка. Существует государственный стандарт, который, как многие ГОСТы, разрабатывался в советские времена, когда еще не было столь плачевной ситуации с осетровыми. По нему малька осетровых надо выпускать с начала августа в навеске три грамма. А это такой малышок, которому всего три месяца, мягкий хрящевой организм, почти не умеющий питаться и никак не защищенный от хищников. В итоге выживает порядка 15–20 процентов молоди, а по некоторым данным, даже всего 2–3 процента, для белуги этот показатель и вовсе менее 0,1 процента.


Притом цифры выпускаемых мальков зачастую завышаются рыбоводными предприятиями, чтобы за счет приписок «осваивать» государственные субсидии на эти цели. По некоторым данным, масштабы мошенничества исчисляются миллионами долларов. Таким образом, несмотря на мораторий, а также огромные государственные инвестиции в разведение осетровых (в прошлом году правительство согласовало бюджет до 2020 года в размере 5,7 миллиардов рублей), ситуация с осетровыми в нижнем Поволжье почти катастрофическая. Белуги, осетры и стерляди вымирают буквально на глазах.


Признавая проблему исчезновения осетровых, в Министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области считают ее весьма далекой от их возможностей и компетенции. Как заявил замминистра Юрий Тужилкин, дело в нехватке воды в Волге то ли от отсутствия дождей, то ли от водохранилищ, перегородивших реку в советское время. Возникает ощущение, что вся проблема только в водохранилищах, расположенных по реке выше Астраханской области.


Получается, нужно выбрать заведомо невозможный вариант? Если не инициировать хотя бы увеличение госстандарта по размерам выпускаемых мальков, то что тогда делать? Убирать водохранилище? Это невозможно.Так что фантазии с эдакой хитрецой у наших чиновников от сельского хозяйства в этом плане не занимать. А тем временем осетровые могут исчезнуть как вид в Каспии уже в ближайшие десять–двадцать лет. Да и в целом по всей рыбе всё также плохо — если поступления от сельского хозяйства у нас в регионе увеличились на 8% по сравнению с 2013 годом (207,1 млн рублей), то от рыболовства и рыбоводства они уменьшились на 24 % — 197,9 млн рублей.


Это по-нашему!

Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области на прошлой неделе проинформировало на своём сайте, что 23 июля текущего года состоится заседание комиссии по определению границ рыбоводных участков. И само собой, прочтя это, некоторые подумают, что информирование населения и всех хозяйствующих субъектов произошло номинально, и эта публикация размещена лишь «для галочки». А уж как и для кого будут там определять границы водоёмов, никому не известно.


А если вспомнить проблему перевода нашей области в другой часовой пояс? Почему эта инициатива родилась в головах региональных депутатов? «Выступил инициатором потому, что очевидно, что большинству астраханцев это неудобно. Неделю назад внес проект законодательной инициативы в Думу. … Моя задача — убедить их в необходимости. Предлагаем разницу в один час. Это наиболее удобно и по географии, и по синхронизации с Москвой (недалеко уходим). Губернатоp еще в прошлом году направлял в Госдуму письмо с предложением сдвинуть на час», — говорит депутат Александр Башкин.


Политику и губернаторy больше надо, получается? Ведь чуть ли не больше всех жаловались на неудобство раннего рассвета наши фермеры — кому, как не областному минсельхозу, в таком случае стоило встать на защиту тружеников сельского хозяйства? Но нет, по всей видимости, «других проблем хватает», и пока так, к сожалению, во всём...


Михаил Путилин,

Фото: Наталья Попова

ast.mk.ru