Заканчивается повторное судебное разбирательство по обвинению Альберта Ворокова в преступлении, предусмотренном ч.4 ст. 162 УК РФ – разбойное нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.


История Альберта Ворокова вызвала большой общественный резонанс. Более подробно она описана ниже (См. «История вопроса»). 


Напомним, что 27 октября 2014 года Советским райсудом Астрахани в отношении Альберта был вынесен приговор. В соответствии с ним, Альберт Вороков после неоднократного изменения обвинения был признан виновным в  причинении тяжкого вреда здоровью и грабеже в отношении потерпевшего Мальцева и приговорён к 7 годам лишения свободы. 5 февраля 2015 года Судебная коллегия по уголовным делам Астраханского областного суда приговор отменила ввиду его незаконности, а дело было направлено на повторное рассмотрение в ином составе судей. С марта текущего года Советским райсудом Астрахани начато повторное рассмотрение, которое к настоящему времени подходит к концу и в ближайшее время будет вынесен новый приговор. Повторное рассмотрение уголовного дела наглядно показало необоснованность и бездоказательность привлечения Альберта Ворокова к уголовной  ответственности.


Позиция прокурора

22 июля в Советском районном суде Астрахани выступил представитель государственного обвинения, которая попросила признать Альберта виновным в совершении грабежа и причинении тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на пять с половиной лет.


Прокурор, как и прежде, считает основным доказательством вины показания потерпевшего Мальцева. Причём прокурора не смущает то обстоятельство, что Мальцев говорил неправду и на протяжении предварительного расследования, и в суде. Так Мальцев лгал в части объёма выпитого в тот вечер спиртного, утверждая изначально, что 19 мая он с двумя друзьями выпил 500 г водки. В суде выяснилось, что было выпито в два раза больше, что естественно повлияло на способность Мальцева воспринимать окружающие события.


Мальцев врал, что отчётливо помнит произошедшее с ним 19 мая, так как не терял памяти и сознания, но в суде было установлено, что первыми словами подбежавшим к нему друзьям было: «Где я? Что со мной случилось?»

Также Мальцев указал на двоих людей, якобы причастных к нападению на него. При этом уверенно пояснял роль каждого из них в преступлении. Но по результатам расследования оказалось, что эти люди имеют неоспоримые алиби.


Потерпевший давал противоречивые показания в отношении национальности одного из нападавших, первоначально утверждая, что у него азиатская внешность, а также описывая изображения татуировки на его руке, утверждая, что у нападавшего на руке изображение оскала зверя.


Позже увидев Ворокова, Мальцев стал говорить о том, что не понимает разницы между азиатским и кавказским типом лица, и то что он, говоря о татуировке в виде оскале зверя, имел в виду лицо мужчины в шляпе. Трудно представить, что Мальцев, прожив всю свою жизнь в многонациональном городе Астрахани, не отличит кавказца от азиата.


И самое главное, что весь период предварительного расследования Мальцев утверждал, что видел, как Вороков украл у него из джинсов деньги, в суде он заявил, что лишь предполагает, что именно Вороков похитил деньги.

Позицию прокурора это противоречие не смутило, даже несмотря на то, что в соответствии с заключением комиссии экспертов Южного Экспертного Центра, исследовавшем видеозапись допроса Мальцева С.С., «В речевом поведении Мальцева С.С., в ходе его допроса имеются психологические признаки конструирования ложных сообщений в части описания собственной способности определить человека, похитившего у него денежные средства».


Таким образом, несмотря на заключение экспертов о невозможности Мальцевым видеть человека, похитившего деньги, прокурор «верит» Мальцеву и обвиняет на основе его показаний Ворокова в открытом хищении 15 000 рублей.


Нами приведены лишь несколько существенных противоречий в показаниях Мальцева, которые почему-то не приняты обвинением.


Что делать с алиби?

Ещё абсурднее и смешнее является попытка обвинения опровергнуть доводы Ворокова о своём алиби.

Напомним, что и потерпевший Мальцев, и его товарищ Егоров утверждают, что видели Ворокова 19 мая в 23.05. около дома по адресу улица Боевая, 80 в составе группы лиц, которые впоследствии и напали на потерпевшего.

Так вот прокуратура, соглашаясь с тем, что Вороков 23.04  был на заправке по адресу: Астрахань Королёва 43, утверждает, что он же в 23.05 мог быть около дома 80 по ул. Боевой города Астрахани!!!


Основанием опровержения позиции защиты о том, что за 1 минуту нельзя прибыть к месту преступления является утверждения прокурора о том, что Вороков слишком долго ехал от заправки до ресторана Макдональдс и то, что от ресторана до места происшествия время в пути составляет 5 минут. Напомним, что после заправки Альберт с невестой поехали ужинать в Макдональдс, где их также зафиксировали камеры видеонаблюдения.


Это абсурд, так как, куда бы Вороков не выехал с заправки в 23.04 час. и как долго он не находился бы в пути, двигаясь куда бы то ни было от заправки, он ни при каких обстоятельствах не успел оказаться на месте преступления в 23.05 час., так как расстояние между заправкой и местом преступления составляет чуть меньше 6 километров (5600 м).


При этом доказано и не подвергается сомнению, что в 23.04 час. Вороков находился на территории заправки, в машине, принадлежащей и управляемой своей невестой, которая, как особо отметила представитель обвинения, не причастна к совершению преступления, то есть, как Вороков мог бы добраться к месту преступления, не используя, как минимум, машину невесты – загадка.


Ужасно и страшно, что вышесказанное является основанием для того, чтобы обвинить Ворокова в особо тяжком преступлении и  лишить свободы на пять с половиной лет.


Ещё одним «столпом» доказательств, помимо показаний Мальцева, являются показания сотрудников полиции, расследовавших уголовное дело. Данные доказательства заслуживают особого внимания, так как суть показаний сводится к тому, что Вороков при проверке у него документов полицейскими и появлении Егорова, непонятным образом дёрнул или кивнул головой, что по мнению полиции и обвинения свидетельствует о его виновности! Причем сам Егоров дерганье головой Вороковым в суде не подтвердил.


Также согласно показаниям полицейских, Вороков при проведении очной ставки с Мальцевым, якобы, заявил, что последний не может ничего помнить так как был пьян. При этом Вороков опровергает вышесказанное, но что в наше время значат показания подсудимого против показаний полицейских.  


Пока это краткий основной обзор доказательств, способных по мнению прокуратуры, являться основанием для лишения свободы на пять с половиной лет.


Впереди ещё прения адвокатов и последнее слово подсудимых, которым, лишённым свободы почти год, остаётся только надеяться на объективность и честность Советского районного суда города Астрахани.


P.S. Пока Альберт находится под арестом, у  него родился сын. Радостное событие произошло 23 июня этого года. Теперь у невинно осужденного 2 маленьких детей. Родственники надеются исключительно на оправдательный приговор, если же Фемида и на сей раз не увидит очевидное, то будут добиваться справедливости всеми возможными законными способами.



СПРАВКА


История вопроса

Альберт Вороков заканчивал учебу в институте, собирался жениться, иметь детей. Все это ему удалось, но дальнейшим личным и профессиональным успехам помешало … обвинение в преступлении, которого он не совершал.


«Не может быть», «Это какой-то абсурд», «Суд разберется и отметет эти глупые обвинения» - примерно так реагировали близкие, друзья и коллеги Альберта, когда узнавали, что Альберта обвиняют в избиении и ограблении человека, за которое суд приговорил его к 7 годам колонии строгого режима.


В биографии Альберта Ворокова нет ни одного темного пятна. Хорошо закончил школу, затем получил специальность техника-судоводителя, потом неоднократно повышал квалификацию, несколько лет отработал помощником капитана, постоянно ходил в море. Никогда не останавливался на достигнутом, поэтому решил получить высшее юридическое образование, что ему с успехом удалось. Всегда заботился о матери, которой пришлось одной растить его и двух братьев. В Астрахани встретил свою любовь – Лейлу, женился на ней, в семье родилась замечательная дочь Лаура. 23 июня 2015 года родился сын. И тут как гром среди ясного неба Альберта Ворокова обвиняют в преступлении, которого он не совершал.


В один из последних майских вечеров 2013 года Альберт встречался со своим приятелем Дегтяревым, с которым обсуждал вопрос возможного трудоустройства. Работать вахтовым методом на судне Альберт уже не мог: престарелая мать нуждалась в поддержке, да и молодая семья требовала внимания. Во время разговора к ним подошел Шаповалов, знакомый Дегтярева.


Через некоторое время собеседники разошлись, Дегтярев направился в одну сторону, а Шаповалов и Вороков пошли к автобусной остановке. Вороков видел Шаповалова второй раз в жизни. Пока ждали транспорт, у остановки остановилась полицейская машина, вышедшие из нее сотрудники в погонах попросили предъявить молодых людей документы, что те без вопросов сделали. Затем сотрудники полиции зачем-то сфотографировали парней и уехали. Та вечерняя проверка документов так бы и забылась Альберту, если бы в скором времени ему и Шаповалову не предъявили обвинение в грабеже. И тут нам нужно вернуться на несколько дней назад.


19 мая 2013 года компания из 4 молодых людей, в число которых входили Мальцев и его товарищ Егоров, распивали в гостях спиртное. После многочасового застолья горячительное закончилось, а веселиться хотелось дальше, и Мальцев с Егоровым отправились в ближайший ночной магазин за добавкой. Проходя мимо одного из подъездов своего дома, они увидели группу молодых людей, среди которых якобы находились Вороков и Шаповалов. Купив спиртное, Егоров с Мальцевым направились домой. Первый почему-то шел впереди, а Мальцев отстал метров на 20.


Далее, по словам Мальцева, события развивались следующим образом. Когда, возвращаясь, он вновь проходил мимо группы молодых людей, кто-то из них ударил его в лицо, а когда он упал, они продолжили избивать его уже на земле. Потом один из нападавших залез к нему в задний карман джинсов и похитил 15 000 рублей. Мальцев утверждает, что это был Вороков. В темноте подвыпивший и избитый Мальцев, пребывая в шоковом состоянии, "прекрасно рассмотрел" и запомнил лицо похитителя. Что касается Егорова, то он ничем не мог помочь приятелю, поскольку так же подвергся нападению. Его догнали, повалили на землю и тоже принялись избивать без всякой причины.


Задержание Ворокова и Шаповалова произошло спустя неделю после совершения преступления. По версии следствия и суда, Егоров случайно встретил Ворокова и Шаповалова в городе, после чего, позвонил в полицию, сотрудники которой приехали на место нахождения Ворокова и Шаповалова и подошли к ним под видом проверки документов. В это время к ним подошел Егоров, ожидавший полицейских неподалеку. Доказательством вины Ворокова, по мнению следствия и суда, является его реакция на появление Егорова: он то ли вздрогнул, то ли голову повернул, то ли опустил ее. И это по сути единственное «доказательство», на котором строится обвинение человека, находившегося в это время в совершенно другом месте.


В тот вечер, когда кто-то волтузил господ Мальцева и Егорова, Альберт со своей невестой (в настоящее время женой) Лейлой занимался совершенно другими делами. Она на своей машине заехала за Альбертом к общим знакомым, после чего они решили теплым майским вечером покататься по городу – заезжали на заправку  и в Макдональдс. Камеры видеонаблюдения АЗС и ресторана быстрого питания это подтверждают. Проведенные экспертизы показывают, что даже при огромном желании Альберт не смог быть одновременно и с женой, и на месте преступления! Об этом пишет в своем рапорте первый следователь по делу Клишин: «Изучив данные видеозаписи, прихожу к выводу, что Вороков А.А. не мог находиться одновременно на месте совершенного преступления, а также приобретать продукты питания в ресторане «Макдональдс». Но видимо кому-то очень хотелось «раскрыть» преступление, следователя по делу меняли 3 раза, показания потерпевшего тоже претерпевали метаморфозы. И вот несмотря на очевидные вещи, Советский районный суд под председательством судьи Желтобрюхова 27 октября 2014 года выносит обвинительный приговор и назначает Альберту 7 лет колонии строго режима.


В ходе рассмотрения дела в суде в нападении на Мальцева и Егорова обвиняли не только Ворокова и Шаповалова, но и еще двух человек, но поскольку у тех были безусловные алиби (один в ту ночь был в Москве, а другой – на работе), то суду ничего не оставалось как снять с них обвинения. При этом потерпевший Мальцев безапелляционно заявлял, что именно эта четверка избила его в тот вечер. Суд никак не отреагировал на то, что Мальцев дает недостоверные показания. Четвертому обвиняемому – Шаповалову повезло меньше всего – в тот вечер он мирно засыпал у себя дома, но вот незадача – доказать этот факт никто не смог, поэтому его адвокат убеждал Шаповалова дать признательные показания, чтобы получить условный срок. Однако во время судебного процесса над этим адвокат сам попал под следствие, но это уже совсем другая история, поэтому Шаповалов вину-то признал, а срок получил вполне реальный – 4 с половиной года колонии строго режима.


«Если бы Альберт действительно совершил преступление, разве он сидел бы 8 месяцев в Астрахани, когда у него не было никакой меры пресечения? Да он давно бы убежал, как бы это сделал настоящий преступник, "лег бы на дно". Но он остался в городе и на все вызовы, допросы всегда приезжал вовремя и без опозданий, потому что сам хотел докопаться до правды и найти истинного преступника и намерений скрыться у него не было! Зачем, ведь он знает, что он не виноват! Преступник не ведёт себя так!» - досадует жена Альберта Лейла. – Вот уже больш е2  лет наша семья находится под гнетом и напряжением, несправедливый приговор сделал нашу супружескую жизнь невыносимой, лишил отцовского внимания и ласки нашу дочь и сына. Мы давно уже потеряли сон и покой и так и не познали радости семейной счастливой жизни».


Мама Альберта до последнего надеялась на оправдательный приговор, но после услышанного в зале суда ее состояние здоровье ухудшилось. «Неужели наше правосудие, о котором так много говорят – так «гуманно». Неужели человек, который имеет благополучную семью, заканчивает институт, стал бы совершать преступление? Я понимаю, что каждая мать думает про своего ребенка, что он самый хороший, но это правда. Что мне делать, скажите? У меня постоянно скачет давление, случаются сердечные приступы, обострились хронические заболевания. А куда нам деть тот факт, что в момент совершения преступления он был в другом месте», – недоумевает мама Альберта. 


5 февраля 2015 года Судебная коллегия по уголовным делам Астраханского областного суда приговор отменила ввиду его незаконности, а дело было направлено на повторное рассмотрение в ином составе судей.