Режиссёр Бари Салимов представит астраханским зрителям фолк-мюзикл «Снегурочка»

Менее трёх недель остаётся до долгожданной премьеры Астраханского драматического театра. Фолк-мюзикл «Снегурочка» создаётся при поддержке гранта Союза театральных деятелей и Минкультуры РФ по мотивам одноимённой пьесы Александра Островского к 200-летию русского драматурга. Зрителей ждёт свежее прочтение культового произведения Александра Николаевича, показанное средствами современного театра, при этом фабула «Снегурочки» остаётся неизменной – одухотворённость любовной страсти на все времена. Над премьерой работает команда приглашённых специалистов, которую возглавляет режиссёр Бари Салимов: несмотря на молодость, он уже заявил о себе как яркий самобытный постановщик, чьи спектакли идут на нескольких отечественных сценах. Автор музыкальной основы спектакля - композитор Николай Ордановский. Режиссёр по пластике - Янис Повилайтис. За сценографию и костюмы отвечает художник-постановщик Валида Кажлаева. Художником по свету выступил Александр Скрыпник, а звукорежиссёром – Николай Бичан. AST-NEWS.ru поговорил с участниками творческого процесса, побывав на одной из репетиций.

photo_2022-11-21_20-57-27.jpg

– Какие обстоятельства и мотивы вдохновили вас на этот проект?

Бари Салимов: В начале года мне позвонил Александр Анатольевич Огарёв и спросил, что я могу предложить по Островскому. Совпало, что несколько лет я мечтал поставить фолк-мюзикл по пьесе «Снегурочка». Поэтому я сразу предложил осуществить свою задумку. И вот совсем скоро в Астрахани состоится наша премьера. Пьеса сама по себе запутанная, поэтому мы даём зрителям внутри спектакля справку по поводу этого сочинения: как оно было написано и воспринято современниками драматурга. Пьеса изначально не была принята публикой. А вот судьба оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, созданная по аналогичному сюжету, имела тогда более счастливую судьбу. В весенней светлой сказке скрыта глубокая подоплёка, созвучная с моим внутренним желанием сделать постановку о хрупкости нашей действительности. Сказочные персонажи являются носителями своего хрупкого мира.

photo_2022-11-21_20-57-29.jpg

– Насколько ваша задумка легла на труппу Астраханского драматического театра?

Б.С.: Как это всегда бывает, замышляя одно, при реализации задумки происходят естественные изменения и корректировки. Это абсолютно нормально, ведь театр – организм, в котором протекают живые процессы. Считаю, что не ошибся с распределением ролей. Образы прекрасно ложатся на артистов, которые привносят в работу нечто своё. У астраханской труппы хорошие вокальные данные, тем более, что у нас нет задачи сделать мюзикл в его традиционном понимании. Аутентичное композиционно-музыкальное решение спектакля существенно отличается от мюзикла в его изначальном значении.

photo_2022-11-21_20-57-28.jpg

– С какими ожиданиями зрителям следует идти спектакль? Расскажите о музыкальной составляющей «Снегурочки»?

Б.С.: Нужно быть готовым к тому, что музыкальная основа спектакля будет не примитивной. Создавший её Николай Ордановский – молодой талантливый композитор из Санкт-Петербурга. Когда мы начинали с ним работу, сразу решили отказаться от банальных ходов. Я пригласил его в проект, будучи знакомым с его творчеством и зная его возможности. Уверен, что музыкальная составляющая «Снегурочки» получилась более чем интересной.

– Премьера состоится в преддверии новогодних праздников, отразится ли в спектакле соответствующая атмосфера?

Б.С.: Разумеется, будет сложно отказаться от новогоднего контекста. Поэтому стараемся внести в идею спектакля присущие этому настроению оттенки. Существенную роль в премьере будет играть пластика, за постановку которой отвечает режиссёр Янис Повилайтис. В ходе репетиции он вносил в актёрскую игру корректировки, помогающие раскрытию общности происходящих на сцене процессов.

photo_2022-11-21_20-57-30 (2).jpg

– Янис, вы представились режиссёром физического театра, расскажите подробнее о данном направлении.

Янис Повилайтис: В нашей стране это направление пока широко не заявлено. Физический театр находится на границе между психологическим и танцевальным театрами, занимая при этом отдельную нишу. Зритель, наблюдающий за физическим театром, не может распознать, что это – танец или бытовое движение. Именно этот момент характерен для данного направления. Если в психологическом театре главенствует идея, то в физическом театре энергия передаётся от тела к телу.

– И как подобная практика воспринимается астраханскими артистами, с которыми вы работаете?

Я.П.: Они находятся в процессе принятия. Вижу в их глазах интерес, как в них просыпаются необходимые качества. Некоторые вещи не так просто понять и прочувствовать. Такая практика важна для драматических актёров, имеющих опыт работы в иной стилистике. Скажу, что астраханских зрителей ждёт встреча с неожиданной «Снегурочкой». У меня не было цели гнаться за чем-то принципиально новым, просто не хотелось попасть в какие-то старые штампы. Подготовка к премьере продолжается, поэтому с каждым днём он обретает более явные черты будущего спектакля.

photo_2022-11-21_20-57-27 (2).jpg

В спектакле наряду с опытными актёрами – такими, как заслуженный артист Павел Ондрин, Екатерина Спирина, Виолетта Власенко, Дмитрий Карыгин, Олег Комаров, Кирилл Имеров – занят практически весь молодой состав труппы. Значительная часть ролей расписана в «Снегурочке» на два состава. Мы поговорили с исполнителями главных ролей спектакля, Снегурочки и Леля – Полиной Курбатовой и Романом Чечериным.

– Как проходил кастинг на музыкальный спектакль, где приходилось учитывать как драматические, так и вокальные способности?

Полина Курбатова: В июне мы отправили режиссёру видеозаявки, чтобы он мог увидеть, кто и как умеет петь. Когда Бари Салимов уже приехал в Астрахань, то часть труппы пригласили на дополнительное прослушивание. Туда пришла наш педагог по вокалу Марина Викторовна Заводова и в репетиционном зале мы спели музыкальные отрывки, а на следующий день уже был готов список с распределением на роли. Зная, что «Снегурочка» будет мюзиклом, где нужно не только петь, но и двигаться в нестандартной пластике, нам хотелось попробовать себя в новом качестве.

photo_2022-11-21_20-57-25 (2).jpg

Роман Чечерин: Мне нравится музыка композитора Николая Ордановского, с которым я общался. Мне трудно определить наш спектакль каким-то определённым жанром. Фольклорные мотивы в музыкальной теме присутствуют тонкой нитью, на которую нанизано современное звучание. Всё сделано качественно, поэтому мне исполнять свои музыкальные отрывки приятно и интересно.

– Как вам работается в этом материале, созданный Островским 150 лет назад? Предстоящая премьера, по вашим ощущениям, удивит зрителей?

Р.Ч.: Александр Николаевич Островский – великий автор, в его произведениях легко найти созвучные современности темы. Мы же, через прописанные им символы можем говорить о сегодняшнем дне, более того, даже о будущем. Призываю зрителей прийти на наш спектакль с открытым сердцем, отбросив все ожидания и сложившиеся стереотипы, попробовав отдаться восприятию знакомого сюжета с нулевой точки.

photo_2022-11-21_20-57-25.jpg

П.К.: В нашем спектакле серьёзные темы и трагические моменты разбавлены шутками, небольшими скетчами, приближёнными к сегодняшнему дню. Наши берендеи не смотрятся архаичными персонажами, в них живут подлинные чувства, актуальные во все времена.

Премьера на главной сцене драмтеатра 9 и 10 декабря обещает быть интригующей. Спешите приобрести билеты, ведь скоро их может не остаться.

IMG_0019.JPG
Текст и фото Екатерины Некрасовой