Со школьной скамьи. Чего не хватает астраханскому образованию

В советское время профессиональная ориентация начиналась со школьной скамьи. Помню, как девчонок старших классов нашей школы ориентировали на работу в лёгкой промышленности. Начиналось это сначала непосредственно в мастерской школы, а потом в производственной мастерской по пошиву одежды, которая действовала в нашем селе. Времени на получение профессии швеи отводилось довольно много. Во всяком случае, прилежные ученицы получали третий производственный разряд. А это значит: могли работать самостоятельно.

Нас, мальчишек, приучали к столярному, токарному, слесарному делу. Многие из нас после окончания школы поступили в ремесленные училища, чтобы продолжить обучение полюбившейся профессии. Я, к примеру, поступил в ремесленное училище и стал квалифицированным токарем по металлу. И не удивительно, что на предприятиях не было проблем с кадрами. Получив определённые навыки, вчерашние школьники повышали профессиональное мастерство в ремесленных училищах и техникумах. Колледжей тогда не было.

А сейчас высококвалифицированных специалистов днём с огнём не найдёшь. Особенно специалистов по обработке металлов: токарей, слесарей, сварщиков. Я вот не знаю, готовят ли в астраханских колледжах хороших специалистов по названным профессиям. В объявлениях об учёбе призывают получить профессию секретаря-машинистки, бухгалтера, экономиста, кондитера, повара. Вот и работают на заводах пенсионеры-токари и пенсионеры-слесари, потому что молодого пополнения нет. Оно нередко приходит «со стороны». Гастарбайтерами пополняют нехватку нужных у нас специалистов. Стыдно жить региону за счёт приезжих. Долго так быть не может. Специалистов для промышленности, да и строительства нужно готовить у себя, а не ждать, когда дядя из соседней области или из республик бывшего СССР приедет. А приезжих уже перебор. Слишком много их стало. Это ничего хорошего не сулит. Приезжих много не только в нашей области, приезжих много в стране. И не случайно премьер-министр Дмитрий Медведев некоторое время назад, заговорил о квотах на наём приезжих рабочих. И в первую очередь иностранных. Уточнив при этом, что принимать желательно только специалистов высокой квалификации. Практика показывает, что не все приезжающие к нам из-за бугра отвечают требованиям необходимым для классных специалистов.

Привлекать со стороны умелых специалистов – дело хорошее. Однако лучше опираться на своих. Но вот незадача: своих у нас становится всё меньше. Одни уезжают «за длинным рублём», другие уже давным-давно на заслуженном отдыхе. Так что остаётся одно: готовить нужных специалистов со школьной скамьи, а доучивать в вузах, колледжах, техникумах…

На рынке труда ситуация меняется. На смену одним профессиям и специальностям приходят другие. Чтобы рынок труда не страдал от нехватки рабочих рук, планируется вернуться к старому, проверенному. Министерство образования и науки, а вслед за ним и парламентарии поддерживают идею внедрения уроков труда и профессиональной ориентации в школах. К сожалению, нынешнее законодательство не позволяет учебным заведениям привлекать своих воспитанников к труду, даже если речь идёт о процессе профориентации при получении рабочей профессии. Исправить ситуацию намерены депутаты Госдумы. Они намерены внести соответствующие поправки в закон об образовании. Но есть проблема. Контролирующие органы могут отнести всю профессиональную деятельность, которой занимаются школьники в рамках образовательного процесса и профессиональной ориентации к наёмному труду со всеми вытекающими из этого последствиями. А последствия могут быть довольно серьёзными. В действующем законодательстве об образовании нет такого понятия, как «трудовое воспитание». Более того, законодательство запрещает привлекать учеников к труду без их согласия и согласия их родителей, не предусмотренному образовательной программой. Это положение распространяется и на процесс профессиональной ориентации. В итоге может получиться, что контролирующие органы обвинят школы и колледжи в незаконном использовании детей в трудовой деятельности. А значит, могут быть оштрафованы на сумму до 300 тысяч рублей.

В необходимости вернуть профессиональную подготовку в школы согласны не только в Госдуме, но и в Совете Федерации. Сенаторы также призвали возродить действующие раньше производственные комбинаты для учащихся 9-11 классов. Минимум один день в неделю школьников должны будут водить на различные предприятия, получать рабочую специальность, которая потом будет вноситься в аттестат о среднем образовании.

Перечень профессий, которые могут быть получены в учебно-производственных комбинатах, довольно широк: автослесарь или автомеханик, оператор с танков с автоматическим числовым управлением, парикмахер, лаборант, товаровед. И ещё с добрый десяток других профессий.

В общем, правильно было сказано: учиться, учиться и ещё раз учиться.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 1 (771), 2018 г.