Трудности перевоза. Часть 1
Да, так получилось, что у нас есть все условия для переброски грузов: порты и краны никуда не делись, железная дорога функционирует на «отлично», перемещая цистерны с нефтью и прочие полезные и вкусные для бюджета вещи. Правда, порты у нас напоминают больше какой-то фильм про исчезновение людей с планеты всех разом по той или иной причине. Кораблей у причалов нет. У нас на один разгружающийся в портах корабль приходится несколько десятков кранов.

Краны стоят памятниками сгинувшей эпохе. Эпоха показала свою полную несостоятельность со своими пятилетками и прочим. Ну да ладно, не о ней сейчас. Всё же краны – это большая вещь. Пользоваться ей нет возможности, но и сдавать на чёрный металл как-то совсем уж глупо. А ежели взять и разом все краны демонтировать и продать в те места, где они пользуются спросом, это будет выглядеть нарочито пошло.

Таким образом, с тем, что не очень удобно в хозяйстве, – ну кому нужен портовый кран в самом деле, – не стали сильно заниматься, оставив это великолепие то ли для светлого будущего, где Астрахань станет крупнейшим перевалочным портом на Каспии, то ли для антуража и вида: подлетаешь к городу, а вдоль Волги всё краны да порты. Вроде как и выглядит величаво.

Районы, кварталы
С сухопутной частью путешествий по Астрахани и окрестностям дела обстоят несколько иначе, но тоже забавно. В областном центре есть целый автобусно-троллейбусный парк, но городского транспорта очень мало.

Например, с трусовской стороной города нас не связывает ни один троллейбусный маршрут, нет там и автобусного маршрута. Фактически это отдельный город.

«Бабайка» благодаря эпопее с ремонтом кири-килинского моста стала ещё дальше, чем Трусово. На маршрутках особо не наездишься: в часы пик они набиты битком, а в остальное время либо обед и очень длинный интервал движения. Либо ночь – а ночью у нас маршрутки не ходят. Такое положение дел не могло не привести к развитию чего-то иного и оно не заставило себя ждать – такси.

Такси-макси
Когда-то давно мне много времени довелось проводить в единственном на тот момент таксомоторном парке Астрахани, государственном предприятии АПАП-2. Все таксисты работали в парке, в ожидании заказов играя в огромные шахматы. Большой «капитальный» стол расчерчен под шахматное поле, на котором стоят огромные фигуры, чтобы и играть было интереснее, и многочисленным зрителям был виден ход поединка.

После смены можно было спокойно проехать сквозь автоматическую мойку, после чего протереть машину тряпкой самому или поставить её просто обтекать на свежем воздухе. Главное, чтобы чистая была, а до мелочей раньше дел никому и не было. Внутри цехов стояли автоматы с газировкой, аквариумы с рыбками. В мастерских ремонтировали, красили машины. Или разбирали старые.

С такой солидной базой и парком машин таксомоторный парк должен был не то что спокойно выжить после развала страны, но и стать сегодня или абсолютным лидером или оказаться в тройке самых востребованных операторов. Однако же каким-то чудесным образом таксомоторный пошёл больше в сторону обслуживания чужой техники, а не развития парка своих машин.

Но среди многочисленных частных техсервисов, малярных мастерских и автомоек эта государственная контора живёт своей жизнью на старых клиентах, особо не старясь показать себя, прорекламировать. А где наше астраханское такси? Можно же привлечь городские резервы, сделать своё такси и получать прибыль напрямую в городской бюджет. Тогда придётся заново придумывать ещё один таксомоторный парк, а у нас уже один есть, о котором, повторю, ни слуха и ни духа не слышно и не видно. Кто помнит сегодня наизусть телефон службы городского такси, давно ли вы видели рекламу их услуг?

Что было, то было
Фактическое отсутствие официального такси развязало руки целой веренице фирм и фирмочек, начавшие оказывать услуги перевозок. На заре становления рынка мы стали свидетелями величайшей войны граффити в городе и области, где всяк рисовал заветные шашки, а под или над ними – номер службы. Зачёркивали, переделывали, перечёркивали… Творили. После творений и началась работа.

Девушки-операторы сидели в Казахстане и Сибири, что приводило к путанице и делало невозможным оперативно найти клиента или таксиста, потому что операторы в неведомых далях разобраться в своеобразных названиях наших районов и мест, не обозначенных на карте, не могут. Представьте себе, сколько рабочих мест в одном таком колл-центре!

Долгое время (фактически до сегодняшнего дня) на рынке такси было спокойно в целом. Разумеется, спокойствие это касалось рынка в целом, но не водителей.

Что только не происходит в этом удивительном мире перевозок в отсутствие полноценного общественного транспорта... Каких только клиентов не доводится доставлять до адреса таксистам. Самое банальное – «кидалово», связанное с неоплатой проезда по факту прибытия и заканчивая совсем уж запредельными. Пообщавшись с разными таксистами, в том числе и друзьями, узнал много нового.

Что есть
Одному везёт на лиц нетрадиционной ориентации. Однажды парочка сильного пола начала миловаться прямо на заднем сиденье, от чего ему пришлось их срочно высадить: таксист имеет на это полное право, если клиент ведёт себя неадекватно.

В другой раз водитель был не столь осмотрителен, но сейчас это была вполне себе обыкновенная традиционная пара. В момент прибытия к месту назначения на том же заднем сиденье они, пардон, как раз закончили попытку продолжения рода. После таких «покатушек» машина отправляется на химчистку, причём за счёт клиентов.

Другому перевозчику досталось ещё круче: «управляя мечтой» и гордостью японского автопрома, купив её новую не более недели назад, он решил потаксовать. Закончилось это тем, что клиент прямо с заднего сиденья не выдержал и изверг из себя всё содержимое после обильного застолья с употреблением столь разнообразного ассортимента спиртных напитков и энергетиков прямо на весь салон. Да так, что водителю пришлось применить экстренное торможение – лобовое стекло в мгновенье ока перестало быть прозрачным.

Про оставленные деньги, ключи, документы и, конечно же, телефоны незадачливыми клиентами, говорить не приходится, это происходит постоянно, каждый день.

Всякие бывают
Особняками стоят иногородние рыбаки, спортсмены, туристы. Эти платят хорошо, и для них является нормальным оставить пятьсот рублей. Именно столько стоит перевозка в столице на расстояние, за которое у нас платят сто, а то и вовсе восемьдесят рублей.

Другой характерной группой выделяются персонажи точно с книги Ильфа и Петрова, где на машине ручной работы под названием «Антилопа» и надписью «Эх, прокачу!» клиенты уезжали за город и проматывали казённые деньги. Сегодня встречаются такие: кто-то даёт тысячу, а кто-то и целиком пятитысячную купюру с просьбой прокатиться по трассе или просто покружить по магистралям города. Всё это, разумеется, происходит ночью и точно так же, как и в «Золотом телёнке», сопровождается возлияниями терпких напитков, что приводит сначала к песням и задушевным разговорам с таксистом, а после переходит в стадию глубокого сна. Это – условный знак к тому, что шабаш закончился, и ведьмы теряют способность летать, а значит, нужно везти их домой и выгружать. Хорошо если кто встретит, а коли нет, то таксисту приходится исполнять функцию эскорта и доводить «усталых, но довольных ребят домой».

Наконец, самой печальной группой являются сельские жители. Не потому что они сельские, а потому что сёла находится далеко. В этом списке самыми знаменитыми клиентами являются жители и гости села Володаровка. Они запросто вызывают такси до села прямо из города, чтобы потом приехать в Астрахань. Ехать очень далеко, но работать нужно и многие рискуют, выезжают в неведомые дали. В неведомых далях зачастую вместо клиента (или клиентов) таксиста встречает вольный ветер, а вместо голоса клиента при звонке ему сообщают, что «абонент не абонент». За такие финты нерадивых клиентов добавляют в чёрный список, их номера больше не могут дозвониться в данную службу такси и вызвать машину.

Володя Воблолобов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 23 (682)

Окончание следует