В Астрахань вернулся известный музыкант Владислав Белинский

В последний день зимы на сцене Дома актёра состоялся концерт «Возвращение весны» заслуженного артиста России Владислава Белинского. Его имя хорошо известно в нашем городе. Он долгое время работал художественным руководителем и дирижёром камерного оркестра Астраханской государственной филармонии.

Возглавляемый им коллектив достиг высокого профессионального уровня исполнительства, позволяющий давать совместные выступления с выдающимися российскими музыкантами Александром Гиндиным, Игорем Фёдоровым, Алексеем Уткиным, Александром Рудиным и другими известными инструменталистами.

Маэстро Белинский с камерным оркестром астраханской филармонии участвовал в фестивалях вокального искусства имени Барсовой и Максаковой, в международных фестивалях в Сорренто, Таормина, Тальякоццо, Euro Mediterano (Италия, 2002, 2003), гастролировал в Калмыкии и Казахстане. Он также дирижировал Государственным камерным оркестром России, Московским камерным оркестром «Musica Viva» на XIV Международном конкурсе имени Чайковского, камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода», академическим симфоническим оркестром нижегородской филармонии, с которым в 2003 гастролировал в Испании в качестве певца.

Одиннадцать лет назад Владислав Николаевич переехал в Германию. В конце прошлого года он вернулся в наш город. AST-NEWS.ru встретился с музыкантом, чтобы узнать подробнее о его творческой деятельности в настоящий момент.

– Владислав, где и как складывалась ваша музыкальная карьера за рубежом?

– Я приехал из немецкого города Фрайбург, где из трёх моих музыкальных специальностей востребовано было только умение петь. Я также занимался преподавательской деятельностью. Как дирижёр и виолончелист выступал редко. Это были разовые акции, не носящие систематического характера.

– Как вы стали дирижёром? Есть мнение, что эта музыкальная профессия является самой значимой и престижной. Так ли это?

– Изначально я был виолончелистом, ведь дирижёрами никто сразу не становится. Сначала нужно закончить консерваторию по основной специальности. Дирижёр, безусловно, значимая профессия. Но что касается престижности, считаю, любой скрипач, виолончелист или балалаечник, являющийся мастером своего дела, может считать свою деятельность таковой.

– Расскажите о своей работе на посту дирижёра камерного оркестра астраханской филармонии.

– Я работал на этой должности с 1997 по 2011 годы. Начал руководить оркестром с самое сложное время для нашего коллектива и филармонии в целом. Тогда случился пожар, после которого концерты на главной сцене стали невозможны. Про финансирование вообще не хочется говорить. В 1998 году нам задержали зарплату на полгода. В этот период мы приглашали солистов, чтобы наш оркестр не загнулся окончательно.

Был момент, когда сами музыканты собирали средства на гонорар приезжавшим к нам артистам. Потом нам эти деньги компенсировали, но сам факт, что подобная практика существовала, свидетельствует о тяжком финансовом положении в сфере культуры. Но у нас был очень сплочённый коллектив, мы старались поддерживать друг друга и не унывать. Мы понимали, что для развития нашего творчества сотрудничество с ведущими российскими музыкантами было необходимо.

Репетиции проходили в маленьком классе филармонии. В зале ещё до пожара был неприспособлен для полноценных выступлений, там стоял страшный холод зимой. Публике иногда приходилось сидеть на концертах в верхней одежде, чтобы не замёрзнуть.

Постепенно ситуация стала исправляться. Финансирование значительно улучшилось, зарплаты повысились. Однако с приглашением солистов всё равно возникали трудности. В 2003 годы наш оркестр отмечал своё пятнадцатилетие. Уходило много сил и нервов, чтобы через региональное министерство культуры пробивать некоторые свои инициативы. Но все трудности быстро забываются, когда удаётся дарить зрителям высокое искусство.

Благодаря нашей землячке Ларисе Анисимовой, много лет проживающей в Италии, в 2002 году наш коллектив отправился туда на гастроли вместе с профессором московской консерватории, ведущим гобоистом планеты Алексеем Уткиным. Сейчас он руководит государственным академическим камерным оркестром России. На следующий год мы выступали в Италии с прославленным российским пианистом Александром Гиндиным.

В Астрахани устраивали фестивали в костёле. Тогда же вместе с другом нашего коллектива Алексеем Чувилёвым организовали проект, который поддержали астраханские меценаты. С их помощью мы стали приглашать в Астрахань музыкантов с мировым именем. Руководство консерватории шло нам на встречу и предоставляло зал в безвозмездную аренду.

За несколько лет мы провели серию замечательных концертов в большом зале консерватории. Этот проект не был коммерческим и носил исключительно благотворительную и просветительскую направленность. Музыканты нашего оркестра получали возможность играть на одной сцене с выдающимися музыкантами современности. Такое взаимодействие благоприятным образом влияло на рост коллектива.

– Как вы стали заниматься пением?

– Эта история началась в 1993 году, когда я часто посещал Москву и собирал коллекцию дисков известных исполнителей академической музыки. Активно создавал себе профессиональный базис. Чтобы стать интерпретатором необходимо изучать мировой опыт развития музыкальной культуры.

Тогда барочная музыка только стала активно популяризироваться. Её занимались буквально единицы. Известный российский скрипач Назар Кожухарь приехав в Астрахань, был очень удивлён тому, что я знаком творчеством Тревора Пиннока – известного британского музыканта, знатока барочной музыки, потому что в начале 90-х  этим направлением мало кто интересовался в России.

Слушал в то время знаменитых контртеноров, в частности, Майкла Чэнса, подпевая им. Позднее поехал в Нижегородскую консерваторию к профессору Седову, который прослушал меня и решил со мной заниматься. Закончив его класс, я овладел техникой контратенора и баритона.

В Германии увлёкся старой американской эстрадой – исполнял песни Френка Синатры, Дина Мартина, Тони Беннетта и других корифеев жанра. Там очень развита музыкальная культура, особенно среди старшего поколения. Многие немецкие пенсионеры после шестидесяти лет начинают брать уроки музыки.

– Чем вы занимаетесь в Астрахани сейчас?

– На данный момент я артист оркестра Астраханского государственного театра оперы и балета. Многие вещи мне придётся начинать с начала, ведь за годы моего отсутствия в Астрахани произошли существенные изменения. В идеале я бы хотел развиваться по всем трём своим музыкальным специальностям. Но я понимаю, что меня тут не ждали, поэтому буду привыкать к новым обстоятельствам. 

Очень рад, что мог представить астраханской публике свою концертную программу «Возвращение весны», в которой исполнял известные советские песни и зарубежные хиты. И хочу поблагодарить Алексея Чувилёва за участие и моих астраханских друзей в организации концерта, а ваше издание за информационную поддержку.

– Какое впечатление на вас произвела Астрахань после длительной разлуки?

– Город изменился. Некоторые районы особенно. Что касается чистоты Астрахани, могу сказать, что во Фрайбурге тоже всё не идеально. Зато здесь есть великолепные площадки для выступлений – огромный оперный театр, консерватория, филармония, где сделан грандиозный ремонт. У Астрахани колоссальный музыкальный потенциал.

***

Поздравляем Владислава Белинского с ярким возвращением в наш город, о чём свидетельствуют восторги зрителей, попавших на его выступление. Многие астраханские меломаны открыли его как вокалиста впервые. Музыкальный вечер сопровождала выставка работ известных астраханских художниц Фахрикамал Махмудовой и Зохры Алиевой, интервью с которыми AST-NEWS.ru публиковал ранее.

Хочется верить, что в ближайшем будущем выступление Владислава Белинского увидит большее число астраханских зрителей.

Екатерина Некрасова