В прошлую среду, 13 июля 2011 года, впервые побывала в новом здании Астраханского областного суда на улице Адмиралтейской - так называемом Доме правосудия. Здание и снаружи, и внутри напоминает вокзал. Причём, вокзал советских времен с присущей ему хронической нехваткой сидячих мест, когда в студенческие годы от усталости хотелось плакать или сесть (а лучше - лечь) прямо на пол. Правда, поезда в те времена приходили всё же быстрей, чем дорываются сегодня астраханцы, жаждущие правосудия, до заветных залов, где решаются судьбы людские.

Накладки бывали и раньше. И не было редкостью, когда в один и тот же день, а то и в одно и то же время, нам назначали по 5 - 6 дел. Но в старом здании облсуда, перескакивая из зала в зал, мы как-то всё успевали. И не припомню случая, чтобы лично я не прошла до обеда.

13 июля в Доме правосудия у меня было назначено рассмотрение двух кассационных жалоб - на 10.00 и на 11.00. В старом здании на улице Советской залы, где рассматривались кассационные жалобы, располагались на одном этаже, и нам - представителям и защитникам - легче было контролировать ситуацию, отслеживать очерёдность, чтобы везде успеть. Здесь же, в новом здании, пришлось укреплять здоровье, многократно бегая по лестницам между вторым и четвёртым этажами. Лифты украшали интерьер, но не работали.

На здоровье я не жалуюсь. Но в армии не служила, стоять в карауле не приходилось. И, не имея возможности присесть, чувствовала себя сносно только в течение первого часа. Позже ноги налились свинцом, закружилась голова.

В старом здании было, может, и тесновато, но каждый желающий присесть всегда находил место. В просторных «вокзальных» холлах Дома правосудия на втором этаже - четыре сиденья по три места, итого двенадцать, на четвёртом этаже - три сиденья по три места, всего девять. Ожидающих на каждом этаже - человек пятьдесят-шестьдесят, никак не меньше. Измученные затянувшимся до неприличия стоянием люди усаживались на отопительные батареи вдоль окон, откуда их сгоняли бдительные приставы. Я обратила внимание на ребёнка-инвалида – крохотную, лет полутора-двух девочку без руки. Она ковыляла по холлу и плакала от переутомления. Через пару часов нашла пристанище, уснув на плече у матери. Та, как и большинство ожидающих, упорно держалась в вертикальном положении, как стойкий оловянный солдатик.

Пожилая женщина пожаловалась мне, что в поисках питьевой воды обратилась к судебным приставам и получила рекомендацию попить ... в туалете. Я предположила, что подобный способ утоления жажды был, очевидно, апробирован руководством Дома правосудия.

Неуважение к людям - вот как, по моему мнению, можно и нужно назвать введение в эксплуатацию нового здания Астраханского областного суда. Дай Бог, чтобы в ближайшее время в нём появились и должное количество сидений, и питьевая вода. Ну, а пока, к сожалению, мы, юристы, сами потворствуем этому неуважению. Ведь большинство из нас безропотно и терпеливо сносило все неудобства, как будто это в порядке вещей.

Занять сидячее место мне посчастливилось примерно в 14 часов, но ненадолго, минут на 20. Потому что всех оставшихся перевели со второго на четвёртый этаж, а там сидячие места куда в большем дефиците.

Кассационная жалоба, назначенная к рассмотрению на 11.00, была рассмотрена в 15.00, назначенную на 10.00 уже в четвёртом часу перенесли на следующую неделю.

В общей сложности я провела на ногах более пяти часов ...

- У вас здесь в обморок ещё не падали? - спросила я секретаря.

- Нет, - смущенно улыбнулась девушка в белой блузке и синей юбке.

- Так скоро будут падать, - заверила я. - Ведь то, что здесь творится, иначе как пыткой не назовёшь.

- Зачем вы мне всё это говорите? Я человек маленький, - ответила секретарь.

- Так передайте, пожалуйста, наши слова возмущения тем, кто побольше, - попросила я.

Вероника Карпычева-Петрова,

председатель АРО ООД «За права человека.

Источник: Astrdr.livejournal.com/122939.html