Бьют тревогу кинешемские ученые и призывают... взорвать плотины.

Андрей Ушкалов – личность в Кинешме известная. В свои 22 года он трижды становился дипломантом Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи, которая ежегодно проходит в Москве и является мерилом передовых достижений молодых ученых.

Очередную награду Андрей получил в нынешнем году за написание компьютерной программы «Моделирование систем химической кинетики», при помощи которой можно прогнозировать критические состояния естественных водоемов. Если в эту компьютерную программу ввести данные о промышленных выбросах в реку, о температуре воды, количестве солнечных часов и цифры по еще нескольким показателям, влияющим на активность микроскопических водорослей, организмов и бактерий, то при помощи цепочки математических и химических формул и уравнений можно получить результат – что произойдет с водой, например, к концу месяца или через полгода. Разработки в подобном направлении ведутся также в одном из НИИ Киева и в Упсальском университете Швеции. В России такие расчеты были сделаны впервые на анализе воды, взятой из Волги, и сразу же показали, сколь уязвима и близка к гибели великая русская река.

– Экосистема Волги сейчас столь разбалансирована, что внезапное бурное цветение воды может случиться в ближайшие годы, и тогда не поможет никакая очистка, – рассказывает Андрей Ушкалов.

Что произойдет в этом случае? Воду из Волги не только опасно будет пить, но даже и опускать в нее руки, потому что за цветением последует отмирание и разложение микроорганизмов. Вместо воды река наполнится этаким ядовитым киселем.

– Волгу просто угробили, – радикально высказывается соавтор Андрея Ушкалова по этой разработке, кандидат технических наук, доцент Сергей Братцев. – До революции она кормила треть империи. А что теперь? Равнинное русло перегородили плотинами. Нет течения. Если раньше молекула воды проходила по Волге от Кинешмы до Астрахани за два месяца, то теперь ей нужно два года! Только за последнее десятилетие в наших краях случилось два массовых замора рыбы. Я не поленился выяснить, отчего ерши вдруг все дружно всплыли кверху брюхом. Отправил несколько рыбин в Московский университет, на биофак. Через несколько дней мне позвонили: «У вас что, ерши – алкоголики?» Причина гибели ершей – цирроз печени! Естественный фильтр, печень, просто не справилась с сильным загрязнением воды!

Не лучше обстоят дела и в малых реках – притоках Волги. Например, в реку Казоху, что протекает в Ивановской области, раньше сбрасывали отходы семь предприятий. Теперь большинство из них не работает, но молокозавод по-прежнему представляет экологическую опасность. Органические отходы – продукты переработки молока, сыворотки, попадая в воду, являются лучшей питательной средой для размножения бактерий.

На глазах у жителей Ивановской области превращается в болото и река Кинешемка.

Год от года цветение воды становится все более бурным, появляются крупные растения, характерные для стоячей воды. Раньше их не было хотя бы в устье, при впадении в Волгу, а сейчас и устье обрамляют кувшинки и осока, – делится личными наблюдениями Сергей Братцев.

По его мнению, у нас есть только один реальный выход.

– Необходимо взорвать все плотины! Пусть река течет нормально, и она сама себя очистит примерно за пять лет, – предлагает Сергей Братцев.

Мысль, высказанная кинешемским ученым, не из области невероятного. Сейчас во многих развитых странах число плотин сокращается. За последние 20 лет в США их ликвидировано более 250.

В России проблема содержания плотин стоит наиболее остро. Большинство российских плотин продолжают работать, давно превысив заложенные 40–50 лет эксплуатации, что далеко не безопасно, как показала недавняя авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

Однако «освобождение Волги» вызовет сотни попутных проблем. Прежде всего это проблемы для судоходства – корабли, приспособленные к большим глубинам, нельзя будет больше использовать в ее водах. Вторая проблема – для тех регионов, которые питаются электроэнергией с гидроэлектростанций, стоящих на Волге, необходимо будет искать новые источники энергии. Но в противном случае то же самое население вскоре лишится питьевой воды.

В целом бассейн Волги протяженностью 3530 км занимает более 60% самой населенной и экономически развитой европейской части России. На нужды населения, промышленности и сельского хозяйства здесь ежегодно забирается из водных источников около 30 кубокилометров свежей воды.

– Несомненно, что уже скоро мы встанем перед выбором, что важнее – судоходство и электроэнергия или же питьевая вода,– подытоживает ученый.

Газета "Трибуна"