Всё, что вы хотели об астраханских авто с «шашечками», но боялись спросить
В последнее время в городских новостных лентах то и дело появляются статьи об астраханском такси и, соответственно, о таксистах. В чём причина столь пристального внимания местных СМИ к данному явлению городского транспорта?

Маршруточно-автобусная жара
Ответ на этот вопрос прост. Рынок такси не урегулирован, водители-частники предпочитают работать без лицензий, автомобили городского таксопарка требуют обновления и т.д., и т.п.

Нужно отметить, что транспортный сегмент Астрахани и Астраханской области не смог преодолеть системный кризис. Прежние городские власти решили вопрос радикально: трамваи пошли под нож, троллейбусы повисли на одном пантографе, монорельс из Началово застрял в Ромашково (надеемся, не на всю жизнь)… Так в нашем туристическом регионе подошла к закату эра электрического транспорта. И это при том, что климат Каспийской столицы и экологическая ситуация в областном центре свидетельствуют о необходимости его развития.

И тем временем на наших дорогах давно и прочно воцарились маршрутки, деятельность которых если и контролируется соответствующими чиновниками, то, вероятно, по известным только им «серым» схемам. На смену маршруткам постепенно приходят автобусы… Но и в «газелях», и в автобусах летом пекло, а зимой холодно. Поэтому идеальным вариантом для Астрахани, да и региона в целом, стало бы оснащение всего парка общественного транспорта, включая и маршрутные такси, системами кондиционирования и отопления. Пусть меньше, но лучше! Ведь климатические условия области безжалостны к людям.

Думцы против здравого смысла
Большой объём перевозок пассажиров в городе выполняется и такси, к которому существует множество претензий со стороны не только власти, но и граждан.

Государство, приняв пять лет федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который регламентировал деятельность такси на территории нашей страны, как это часто бывает, пошло по пути ужесточения правил работы этого вида городского транспорта. Так, например, работающих без лицензии таксистов штрафуют на 50 тыс. руб. При этом машину нарушителя могут поместить на штрафстоянку до решения суда.

Депутаты думы Астраханской области, в свою очередь, не остались в стороне и пару лет назад приняли областной закон, согласно которому такси могут быть только белого, бежевого и серого цветов. Конечно, закон оказался полной профанацией: по городу безнаказанно продолжают рассекать такси иных расцветок, владельцы коих плевать хотели на бредовые и нереализуемые идеи местечковых законотворцев.

Однако принятие федерального закона, снизившего требования при оформлении документов на такси по сравнению с ранее действовавшими нормами, не сильно повлияло на число желающих узаконить деятельность платных извозчиков. Со слов самих нелегальных таксистов, основной причиной их отказа от регистрации является не сумма налога, а затянутость процедур получения документов. И это при том, что их можно оформить через интернет, а готовое разрешение получить по почте!

С гранатою в кармане, с чекою в руке
Не гнушаются пользоваться «липовыми» лицензиями, якобы заверенными минтрансом, и юридические лица, снабжающие такими бумагами нанятых на работу водителей-частников. Однако такие фирмы в Астрахани, оказывающие диспетчерские услуги, почему-то отделываются незначительными штрафами. Основная нагрузка в системе наказаний, как обычно, легла на плечи автомобилистов. Это их автомобили помещаются на штрафстоянки с таксой в 240 рублей за сутки. Это им выписываются штрафы за работу без лицензии, хотя в данной ситуации документ был выдан именно юридическим лицом. Злые языки поговаривают о лоббировании интересов деятельности диспетчерских служб такси бывшими (а то и действующими) высокими гражданскими и силовыми чинами… Доподлинно, конечно, об этом неизвестно.

Пока же лишь нелегальные перевозчики сполна пьют свою горькую чашу, подвергаясь опасности налететь на все мели и подводные камни «дикого капитализма». Любой горожанин знает о местах нахождения этих «пиратов частного извоза» в городах и поселках региона. О нравах, бытующих в их среде можно судить по недавнему нашумевшему случаю, когда подвергшийся физическому воздействию со стороны конкурентов «бомбила» не нашел иного способа отплатить обидчикам, как применить гранату прямо на улице рядом с баром и супермаркетом. В результате пострадали невиновные люди…

Кому отольются пассажирские слёзы?
Зачастую инспекторы ГИБДД задерживают таксистов в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Неужели нашему городу, и без того изобилующему автомобильными авариями из-за «убитого» дорожного полотна, нужны такие потенциальные «камикадзе», подвергающие опасности не только жизни других участников дорожного движения, но и пассажиров, которые рискнули воспользоваться услугами этого извозчика?

Ситуацию (только не с пьяным водителем) могло бы решить, как это произошло в Москве и других крупных городах страны, внедрение онлайн-агрегаторов услуг такси. Это «Яндекс Такси», «Рутакси», «Сатурн», «Максим», Gett, Uber и др. Однако в небольших городах, к которым относится и Астрахань, против внедрения этих операторов выступают сообщества таксистов и их лоббистов. Отрицательно влияет на ситуацию и незначительная численность «лицензированных» водителей, с которыми данные ресурсы лишь и могут работать.

А пока горожанам остается пользоваться тем, что есть в наличии. И порой такое «сотрудничество» заканчивается для астраханцев в лучшем случае испорченными нервами.

Так, к примеру, некоторые пассажиры такси отмечают, что водители не дают сдачу, мотивируя это якобы отсутствием «мелочи». Но позвольте, неужели этот факт должен волновать того, кто воспользовался вашими услугами?

Бывали случаи и серьёзнее: когда забытая вещь в машине испарялась, как в тумане. Рассеянность пассажира, не записавшего или не запомнившего номер и марку автомобиля, конечно, перекладывает часть вины на самого потерпевшего. Но извините, почему это живя в правовом государстве, человек не может добиться справедливости от сферы услуг? Факт прискорбный.

При попытке же обращения клиента в диспетчерскую службу фирмы, зачастую можно попасть автоответчик, советующий оставить претензию, которая будто бы будет рассмотрена в течение нескольких дней. И это в той ситуации, когда время является основным фактором, влияющим на скорость обнаружения потери. Или всё-таки лучше сразу привлекать к расследованию полицейских с собаками, с объявлением плана «Перехват»?

Только вперёд!
Увы, но рынок такси в Астраханской области на сегодняшний день трудно назвать цивилизованным. В регионе найдётся много ответственных предпринимателей, готовых «играть» по правилам. Нужно понимать, что закручивание гаек рано или поздно приведет к срыву резьбы. Одними запретительными мерами ситуацию решить не удастся.

Что же нужно предпринять в данной ситуации? Нужно пойти по обычному пути. Изучить успешный опыт других регионов России, а если не найдётся подходящего решения в нашей стране, использовать зарубежный опыт. Самое главное – нельзя останавливаться. Местные власти должны работать. И работать так, чтобы горожане могли сказать, что жить стало легче. Ведь ещё А. Линкольн говорил: «Можно обманывать часть народа всё время. Можно обманывать весь народ некоторое время. Но нельзя всё время обманывать весь народ». Хорошо бы, чтобы астраханские чиновники это понимали.

Матвей Куликов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 21 (679)