Недавно в Астрахани по инициативе ЛДПР прошла акция по сбору подписей автомобилистов за отмену транспортного налога. Автомобилисты охотно ставили свои подписи. Но особый интерес представляет то, что именно подразумевается в данном случае под «отменой».
На самом деле отменять транспортный налог полностью никто и не собирается. Хотят лишь изменить способ его сбора. То есть - не присылать в конце года квитанции на оплату, а включить налог в цену на топливо. Отчасти смысл в этом есть. С одной стороны, ни для кого не секрет, что транспортный налог собирается совсем не так, как хотелось бы - в гораздо меньшем объёме, чем должно быть на самом деле. А с введением новой системы платить придётся всем. С другой стороны, может быть, лучше тогда нормально отработать текущую схему и повысить собираемость налогов какими-то другими путями? Что-то не верится, что люди прямо по всей стране скрываются, лишь бы налог не платить. Дело тут лишь в желании найти и наказать.
Согласно предлагаемым поправкам получается прогрессивная шкала налогообложения. Пользуешься автомобилем редко – плати меньше. Пользуешься часто, или автомобиль с мощным двигателем (либо предмет роскоши, либо заработка) – плати больше. Всё, казалось бы, отлично. Но есть свои подводные камни. В качестве примера сторонники новшества приводят пенсионера, который будет очень рад введению новой системы сбора транспортного налога. Этот пример - мифический дедушка, который раз в полгода выезжает на своей машине и вынужден сейчас платить весь налог. На первый взгляд, дедушку и правда жалко. Ездит редко, а платить заставляют по-полной. Какая, казалось бы, вопиющая несправедливость, лишать пенсионера последних средств к существованию. Но при этом, никто ничего не говорит, что по закону пенсионеры не платят вообще транспортный налог при условии, если они обладают автомобилем мощностью до 100 лошадиных сил (подавляющее большинство отечественных автомобилей, а также иномарки эконом-класса).
Самое интересное, что сторонники новшества ничего не говорят о том, предусмотрели ли они в новом варианте сбора налога какие-нибудь льготы для пенсионеров. Будут ли для них делать скидку на бензин? А то ведь нехорошо получается - приводят пенсионеров в пример, как основных выигравших от новшества, а на самом деле им придётся хуже всего. Кстати, похожие случаи уже были, когда менялся порядок выдачи льгот. В итоге несколько категорий льготников под шумок оставили без льгот и без денежных выплат. Как бы такое же с транспортным налогом не вышло.
И ещё один интересный факт. В Интернете уже появлялась таблица, насколько изменится оплата налога, если законопроект о его замене повышением цен на бензин всё-таки примут. Для расчёта использовали самые популярные марки автомобилей и их средний расход топлива, а также существующую ставку налога и предполагаемое повышение цены на бензин. Оказалось, что в минусе оказываются практически все, кто ездит больше 10 000 километров в год (а это подавляющее большинство водителей), кроме тех, у кого автомобили с очень большим объёмом двигателя.
Вот вам и «отмена». Остаётся лишь пожелать на будущее больше интересоваться тем, что подписываете перед тем, как просто ругать всех и вся в принятых антинародных законах.
Артём Хорьков,
"Факт и компромат" № 36, 17.11.10.