Память. Памятники. Они – объекты, составляющие часть культурного, социального наследия страны, края. Воздвигаются тем, кто, не щадя живота своего, полностью отдал Богом данный талант служению родному Отечеству, восславил его, оставив потомкам жизнь свою как образец для изучения. Такими восхищались при жизни, боготворили их и после ухода в мир другой. Плохо, обидно, когда ни ближайшие потомки, ни последующие не увековечили в бронзе многопудья достойных сынов земли русской. Напрочь забыты многие те великие имена неблагодарными наследниками.
Сапожниковы. Фамилия первой величины в истории Астрахани. А ведь сама по себе фамилия не барских кровей. Из народа могучие исполины пробились, навсегда остались с народом.Их боготворили астраханцы целое столетие. Кто они? Почему их роль в жизни нашего края так ярко высветила ту благородную часть промышленников, купцов, которые весь свой талант, огромные средства жертвовали на благо города, во спасение беднейшего люда, того самого обездоленного трудяги, от которого всегда зависела и зависит созидательная мощь страны.
Глава славной династии – Пётр Семёнович Сапожников. Предприимчивый, деятельный коммерсант небольшого уездного городка Вольска (Саратовская область). Смолоду слишком тесны оказались рамки для его энергичной натуры с обострённой жаждой «делать дело». Наслышан, что Низовья Волги – «золотое дно, непочатый край». Туда и решил уехать. Бесповоротно. Правда, дело было за малым – средства имел небольшие. Долго сказывались последствия Пугачёвского разбойничьего погрома (1773-1775 гг.), напрочь опустошившего, а то и вовсе спалившего небольшие средневолжские городки.
И вот Астрахань. Вся в рыбе. Ничего кроме. Всё пропитано ею – свежей, солёной, вяленой, копчёной, чешуёй, гниющими потрохами. Настоящая столица рыбного края. Без малого вся Россия питалась тогда Волжско-Каспийской рыбой. Спрос на неё только растёт. «Расправляй плечи, шевели мозгом, думай, твори, меньше спи – и дело пойдёт», - рвался в трудовой бой Сапожников.
Пётр Семёнович Сапожников
Он платил строго по уговору, помогал обустроить жильё, следил, чтобы трудовой люд питался не только рыбой да икрой. «Сытый рыбак – добрый работник. Спрашивай тогда, когда накормишь». Это его правила.Прервём наш рассказ о рыбе и ловцах. Скажем несколько слов о том, как и где обустроил своё имение П.С. Сапожников. Его дома, контора, подсобные помещения, хоздвор, большой сад занимали целый квартал на левом берегу Кутума, примерно в 600-800 метрах от его начала. К Волге так вымостил, преобразовал набережную, что она стала любимым местом прогулок астраханцев.
Были и совместные проекты с Варвацием. В 1805 году вместе построили шикарный, лучший на то время в Астрахани пешеходно-гужевой мост через Кутум. Его особенность: поверх деревянного настила был положен асфальт, а самый верх вымощен камнем-брусчаткой. Поделили купцы творение: честь досталась Петру Семёновичу, мост стал называться его именем – Сапожниковским, а слава – Варвацию, он докладывал в верха о строительстве красавца-моста. Получил орден.
Сапожниковский мост (ул. Коммунистическая, Астрахань)
Вот что ещё добавим. С реки Болды до выстроенного моста (а это была степь с ильменями и ериками) Петр Семёнович проложил и благоустроил улицу, которая тоже стала называться Сапожниковской.
Был ещё один совместный значительный проект с Варвацием. В 1813 году на территории Кремля взметнулась двухъярусная колокольня. По счёту – вторая звонница. Первая размещалась в центре Кремля. Разрушилась от времени. А вот вторую выстроили на месте, где и сейчас, с 1910 года, стоит третья башня – Пречистенские ворота. Так вот, стоимость той второй башни 117 тысяч рублей. Треть этой суммы внёс Варваций, две трети вложили астраханские купцы вместе с Сапожниковым. Простояла вторая башня 83 года (1813-1896). Наклонилась. Обветшала. Её разобрали, а в 1898 году началось строительство третьей звонницы, которой мы гордимся и сегодня. Возводили её 12 лет.
Уже к 1805 году учуги и промыслы князя Куракина, а их в аренде держал Сапожников, давали ежегодно 350 тысяч рублей. Огромные деньги.Вот ещё интересные факты. Богатство и слава П.С. Сапожникова росли из года в год. В начале 19-го столетия промыслами Волги владели 19 хозяев. Самые крупные из них (у Куракина и Смирновой) держал на откупе именно Сапожников. В эти годы с ним успешно начинали работать сыновья: Алексей и Александр. В 1822 году Сапожниковы купили все угодья, промыслы, рыбные ловли, тони у стареющего Варвация. А поскольку купцы не имели права владеть крестьянами, то они были записаны на имя дочери Сапожникова, бывшей замужем за известным камергером-дворянином, состоявшем на госслужбе, статским советником.
Сапожниковы в 1836 году в работе имели 510 (!) черневых и морских лодок, 100 неводов и волокуш. Сыновья, унаследовавшие от отца ум, энергичность, хватку, умение руководить людьми, благородство, умножали мощь и славу созданной фирмы.
Теперь обратимся к фактам жизни Сапожниковых вне их деятельности по поставкам государству многих тысяч тонн рыбы и икры. Петр Семёнович умер в 1836 году. Сыновья на высокой ноте продолжили дело отца.
Газета «Астраханский листок» дала такую характеристику наследникам основателя фирмы: «Будучи богаты, Сапожниковы, благодаря своему уму и связям, могли достигнуть много и на государственном поприще, но они остались верны своему родовому званию купцов, занимались коммерческой деятельностью и составили себе репутацию умных и честных коммерсантов».
Сапожников Александр Петрович
Сапожников Алексей Петрович
Гуманность, чисто отеческое отношение, ровное ко всем, кто был у них в подчинении, - всё говорило о том, что фирма жила единым организмом, интересы и личные, и трудовые совпадали с интересами порядочных хозяев. От Сапожниковых не уходили, трудились, как выразилась одна газета, «семьями, до гробовой доски».
Много строили Сапожниковы. В центре города – крупные магазины с нарядными оригинальными входами, в глубине дворов к ним примыкали склады. А в сёлах, у крупных рыбных промыслов строили лавки, амбары, капитальные каменные лабазы для хранения и починки сеней, волокуш, неводов. Иные служили по 170 лет последующим поколениям рыбопромысловиков.
Сапожниковы воздвигли в Астрахани семь церквей. Кстати, Варваций не построил в нашем городе ни единой церкви. Представьте, сколько надо средств для возведения семи храмов в Астрахани и ещё одного в Вольске.
Самые благоустроенные рыбные промысли держали именно Сапожниковы. Желающим посетить настоящие места лова и обработки рыбы рекомендовалось совершать прогулки именно туда, да ещё и на служебных пароходах братьев Сапожниковых. Подкупало обслуживание на высоком уровне: с гостями любезны, предупредительны. К гурманным пристрастиям гостей десятки изысканных рыбных блюд. Гостеприимство, благожелательность, радушие – это фирменные качества Сапожниковых. Не случайно, осмотреть синеморские промыслы приезжал царь Александр II с наследником Цесаревичем, Великими князьями.
Приведём другие выписки из газет тех времён. Громадные богатства и врождённая доброта, стремление к благодеянию сделали то, что имя Сапожниковых связано с непрерывной цепью крупных истинных благодеяний. Во время чумы, голода, холеры, наводнений они бескорыстно спешили на помощь бедствующему населению, содержали на свой счёт сотни (!) осиротелых семей, раздавали нуждающимся продукты, прощали пострадавшим долги, устраивали больницы, благотворительные заведения. В 1830 году во время холеры в Астрахани Алексей Петрович устроил сиротский дом, просуществовавший 17 лет. Открыл больницу на 20 коек. Обустроил лечебные для астраханского люда Тинакские грязи.
Баснословной щедростью и добротой отличался и Александр Петрович. Прощал долги, жертвовал деньги на похороны, свадьбы, крестины, к праздникам – подарки, определил пенсии служащим, вдовам, сиротам. Пять обозов съестных припасов отправлялись по городу в праздничные дни.Алексей Петрович был городской головой. Позже возглавлял город его племянник, сын брата Александра – Александр Александрович. Он оставил по себе неизгладимую память, возглавив спасение города от затопления выходившей из берегов Волги – прорвавшей валы на Косе 16 мая 1867 года.
Это был подвиг, Сапожников, засучив рукава, работал вместе со всеми астраханцами. Уровень Волги всё поднимался. И когда уже нечем было крепить валы, он приказал раскрыть свои мучные склады, магазины… И вереницы мужчин понесли сотни мешков с мукой, крупами к проранам, гатили и гатили валы, размываемые бешеным напором вешнего половодья. Кроме мешков с мукой и крупами, из его складов, лавок и магазинов несли скатки парусины, брезента и даже полотняные материалы. Заметим, Александр Александрович отличился и при наводнении в 1856 году.
Итак, Астрахань от наводнения была спасена. Это создало неслыханную популярность главе города. Ему устраивались овации, его узнавали и кланялись в ноги. А он, внимательно оглядывая народ, подходил, вынимал бумажник и... «это тебе, братец, на кафтан, армяк, сапоги. Всё исполни». 30 мая 1867 года мещанское и городское общество поднесли ему серебряное блюдо с надписью: «Астраханскому городскому голове А.А. Сапожникову. За спасение города от наводнения в паводок 1867 года».
Астраханский купец образца XXI века
50-летие фирмы Сапожниковых праздновалось торжественно, с размахом. Поздравляли все: купцы, рыбопромышленники, чиновники… желали здоровья и успехов во имя процветания родного города и края. Поздравил главу фирму и царь Александр II. Кстати, он бывал на промыслах Сапожниковых, находил их образцовыми. На юбилей фирмы пожаловал Александру Александровичу орден Святой Анны II степени.
А для народа в день празднования Сапожников пожертвовал 20 возов продуктов питания и одежды. И 15 бочек вина.Давайте проведём параллель с сегодняшними главами города. Трудно представить, чтобы они хоть горсть земли высыпали на проран, если бы даже управу топило.
Деньги, деньги… Почему они сводят с ума большую часть вполне обеспеченного населения? Зачем людям, далеко не бедным, с огромными, совершенно незаслуженными окладами нужно ещё и воровать? Им всё мало. Наверное, дремавшие врождённые воровские гены проснулись, оказавшись у бесхозной государственной кормушки. А тормозов совести нет. Что делать? Да сбрасывать живьём с главной кремлёвской башни, а пока летят, пусть думают… почему так мало украли.
Геннадий Гладченко, астраханский писатель, для самой смелой в своей справедливости астраханской газеты «Факт и компромат»
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №13 (819), апрель 2019 г.