Очередной, уже второй по счету, законопроект о любительском рыболовстве никак не дойдёт до Думы. По информации, которую я получил в прошлую пятницу, он находился на согласовании в правительстве РФ. В каком виде он выйдет оттуда, сказать трудно, можно говорить только о варианте, размещённом на сайте Росрыболовства. В этой версии законопроект предполагает введение платных карт рыбака стоимостью 500 руб. в год или 100 руб. в месяц, а также создание целевого фонда, куда должны поступать деньги рыбаков.

Однако, по словам председателя Союза рыболовов Алексея Цесарского, с которым мы связались в конце прошлой недели, "Минфин "зарубил" идею целевого фонда, власть ратует за то, чтобы деньги шли в бюджет, а это убивает главный принцип законопроекта".

Кстати, сам глава Росрыболовства Андрей Крайний в своих выступлениях всегда был против того, чтобы деньги шли в бюджет, где они благополучно могут раствориться.

Примут новый законопроект или нет, но до июля 2013 года будет действовать институт РПУ (рыбопромысловых участков), и согласно действующим правилам рыболовства рыбаки обязаны покупать путёвки у их владельцев вне зависимости от того, пользуются они услугами или нет. Уже есть судебный прецедент в Московской области, когда рыбаку удалось выиграть суд у владельца РПУ и вернуть деньги за путёвку. Представители Союза рыболовов готовят иск в Верховный суд с требованием исключить из правил рыболовства пункт, обязывающий рыбаков покупать путёвки вне зависимости от того, пользуются они услугами или нет. Вероятность, что они его выиграют, очень высока.

Критики нового закона не приемлют его по многим причинам, в первую очередь потому, что за рыбалку придется платить всем, кроме пенсионеров, инвалидов и рыбаков, которые ловят рыбу рядом со своими муниципальными образованиями. Во-вторых, потому, что и в новом законе сохраняется возможность создания РПУ. Правда, если внимательно почитать статью 12 "Рыболовный участок", становится понятным, что, например, в Астрахани или в средней полосе России, там, где в реках нет лососей, РПУ могут быть только на искусственных водоёмах или тех, что потеряли рыбохозяйственное значение (в Астраханской области это городские каналы). А вот на лососевых реках Сибири, на Дальнем Востоке и Кольском полуострове РПУ существовать могут. Потому что в пункте 1.2 статьи 12 говорится, что РПУ на водоёмах рыбохозяйственного значения могут быть только "на природных водных объектах, где любительское рыболовство осуществляется по именным разрешениям", а именные разрешения, согласно этому проекту, требуются только на определённые виды ценных рыб (см. перечень), ни одна из них в Астрахани не живёт, значит и рыболовных участков у нас быть не может.

У этого проекта есть, на мой взгляд, ещё ряд недостатков, например, то, что планируется создание не региональных целевых фондов, а федерального, т. е. купил москвич годовую карту в Москве и может весь год ловить в разных регионах, в том числе и нашем, ловит он у нас, а деньги остаются в Москве. Деньги астраханских рыбаков тоже сначала идут в Москву, а потом ведомство Крайнего будет решать, кому сколько дать. В США в каждом штате нужно покупать свою лицензию, и практика показала, что механизм работает эффективно, у регионов в таком случае появляется дополнительный стимул развивать любительское рыболовство, охранять и приумножать водные ресурсы, и здесь может быть найден компромисс между федеральным центром и регионами, к примеру, отчисления из региональных фондов в федеральный в размере 20 или 30%. Но пока судьба нового законопроекта весьма туманна, остаётся только ждать и надеяться, что после всевозможных согласований и слушаний рыбаки получат закон, устраивающий большинство, правда, надежда слабая.

Статья 15 пункт 2. Перечень видов водных биоресурсов, добываемых (вылавливаемых) по именным разрешениям

Кета

Кумжа

Горбуша

Сёмга

Сима

Нельма

Кижуч

Нерка

Муксун

Чавыча

Таймень

Олег Сарана,

"Комсомолец Каспия" № 87, 02.11.11.