Заслуженная артистка Астраханской области Екатерина Спирина: «Горжусь своими учениками»

В конце минувшего года ведущей актрисе Астраханского драматического театра Екатерине Спириной присуждено звание «Заслуженный артист Астраханской области». Яркая и многогранная личность, Екатерина совмещает актёрскую карьеру с педагогической деятельностью. Об этом и многом другом она рассказала в интервью AST-NEWS.ru.

– Поздравляем с присвоением почётного звания! Насколько такие знаки внимания важны для представителей вашей профессии?

– Для актёра важны любые проявления признания и, главное, зрительская поддержка. А когда отмечают наградой или званием, это тоже приятно и значимо.

– Вы родом из Саратова. Как получилось, что Астрахань стала местом, где в полной мере открылся актёрский талант?

– Окончив театральный факультет Саратовской консерватории имени Собинова, попала на работу в Костромской драматический театр, где мне сразу предложили сыграть роль Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта». В Костроме познакомилась со своим мужем, актёром Дмитрием Карыгиным. В 2001 году тогдашний художественный руководитель Астраханского драматического театра Александр Михайлович Цодиков предложил нам присоединиться к возглавляемой им труппе. Так мы оказались в Астрахани, где стали осваиваться. У нас были вводы в репертуарные спектакли, а потом случилась премьера «Смех в темноте» по роману Владимира Набокова «Камера обскура», где я сыграла свою первую большую роль на астраханской сцене.

– Астрахань сразу приняла вас, а вы её?

– Были моменты, когда хотелось уехать, но жизнь сложилась так, что более 20 лет актёрской карьеры прошли именно здесь. В нашей среде есть актёры, находящиеся постоянном поиске своего театра, не боящиеся переездов, что абсолютно нормально. Чаще так поступают молодые артисты, но чем старше становишься, тем появляется больше обстоятельств, мешающих уехать… А когда в моей судьбе появился Астраханский колледж культуры и искусства, то связь с местом, где я живу и работаю с начала века, укрепилась.

– Как вы стали театральным педагогом?

– В юности не испытывала желания кого-нибудь учить. И не замечала в себе никаких педагогических устремлений и способностей, но случилось так, что 2009 году Станислав Владимирович Таюшев, возглавлявший тогда театр, набирал курс в колледже культуры – труппа нуждалась в молодых актёрах. Он пригласил меня и Алексея Матвеева помочь. Поначалу было трудно, я не владела необходимыми для преподавателя навыками. Когда начала преподавать актёрское мастерство, не знала, как донести свои знания молодёжи. Но потом вспомнила, чему меня учили педагоги и процесс пошёл. Обожаю всех своих студентов: отдавая им часть души, взамен получаешь невероятный ответный заряд. Это греет не только по-человечески, но и когда видишь благодатные плоды работы. Все эти годы мы готовим наших студентов вместе с моим коллегой по театру, заслуженным артистом России Владимиром Александровичем Дёминым.

Учим студентов ремеслу, избегая новомодных театральных экспериментов. Получив образование, они должны владеть универсальными навыками, позволяющими работать с разными режиссёрами, в любом направлении. За годы учёбы даётся только база. В дальнейшем всё зависит от готовности развивать актёрскую личность. Актёр – профессия открытых людей, готовых учиться всю жизнь.

Сейчас не представляю, как бы я жила без студентов. Основную часть молодёжной труппы театра составляют наши выпускники трёх наборов – Нелли Подкопаева, Екатерина Сиротина, Наталья Тетеревенкина, Николай Смирнов, Константин Кузьмин, Елизавета Смирнова, Давуд Самадов. В спектакле «Снегурочка» работаю с четырьмя поколениями моих воспитанников: в нём также заняты студентки-второкурсницы, которые познают профессию на большой сцене.

IMG_6714.JPG

Горжусь, что мои студенты работают в других астраханских театрах – Михаил Цепляев и Екатерина Якшина в ТЮЗе, Денис Кораблёв в театре кукол. Многие выпускники разъехались, продолжают учиться в театральных вузах и работают в нескольких российских театрах.

Я очень благодарна нашему художественному руководителю Александру Огарёву за то, что он занимает наших студентов в больших спектаклях. Для второкурсников такая практика необычайно ценна. Они прекрасно показали себя в «Снегурочке», а сейчас Александр Анатольевич работает с ними над новым спектаклем «Анна в тропиках».

В своё время преподавала актёрское мастерство детям, что приносило невероятное удовольствие. Ещё работала с взрослыми любителями, сформировавшимися людьми, решившими проявить себя на сцене. И этот опыт для меня ценен. В нашем городе мало площадок, где частные профессиональные и любительские театры могли бы комфортно и плодотворно репетировать и демонстрировать плоды своего творчества. Хочется, чтобы театральная жизнь Астрахани развивалась, объединяя группы творческих людей всех поколений.

IMG_1395.JPG

– Вы принимаете участие в частных театральных проектах. Расскажите об этом.

– Реалии современного театра непредсказуемы и меняются так же быстро, как и наша жизнь. Мне интересно пробовать себя в разных форматах, поэтому, как только попадается интересный проект, пытаюсь выкроить время, чтобы погрузиться в него. Подобные предложения – великолепная возможность сотрудничать с коллегами из разных театров.

История, связанная с общедоступным театром «Периферия» занимает особое место в моей творческой биографии. Всё началось с пьесы «Марьино поле» Олега Богаева, которую мы хотели поставить в нашем театре, но этого не случилось, и режиссёр Александр Беляев воплотил задумку на сцене Дома актёра. Спектакль имел успех, участвовал в международных фестивалях, был показан в Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге и Москве. С тех пор я сотрудничаю с «Периферией», принимаю участие в их спектаклях.

IMG_6829.JPG

Многие независимые проекты возникают из читок. Если пьеса находит отклик, из неё рождается спектакль. Так получилось с пьесой «Колыбельная для взрослого мужчины». Поставленный по ней спектакль, который сейчас идёт в «Диалектике», поражает своей актуальностью. Такое попадание в тему стало неожиданностью и для меня.

– Как не стать заложницей актёрского амплуа?

– В современном театре происходит ломка рамок, но когда мы набираем курс из молодых ребят, отмечаем, кто сможет сыграть тот или иной характер. Всегда интересно разрушать стереотипы. Происходят и возрастные изменения, когда вырастаешь из «голубых героинь» и пробуешь что-то иное. Мне, как и другим актёрам, этот процесс интересен, при всей его сложности. В юности не умела работать в комедии, демонстрировать гротеск. С опытом пришла ясность преодоления привычного амплуа. Если в актёрской профессии не будет роста и преодоления, то пройдёт и интерес к тому, что делаешь. В нашем деле главное – не останавливаться.

IMG_7465.JPG

– В недавней премьере «Снегурочки» и в предыдущей – «Чайка», вашим героиням приходилось петь, что не очень типично для драматического театра…

– Во время учёбы педагог по вокалу открыла во мне способности и предложила развиваться как актриса музыкального театра. Но вокальные навыки реализации в профессии впоследствии так и не нашли, в отличие от моего мужа, давно зарекомендовавшего себя поющим актёром. С новыми ролями, где приходится петь, вернулся и прежний интерес к этому занятию. К сожалению, в нашем театре нет оборудования, как в театрах, специализирующихся на мюзиклах. Надеюсь, наши технические возможности, позволяющие полноценно работать с живым вокалом, расширятся.

IMG_4436.JPG

– Сложно работать вместе с мужем? Семейные противоречия не возникают?

– У каждой театральной пары разное отношение к ситуации, когда семейный союз ещё и профессиональный. У нас с этим нет проблем. Разве что и дома разговариваем с Димой о театре и работе. Может, это неправильно, но в нашем случае неизбежно. Варимся в одном котле, к тому же и дочь пошла по нашему пути.

IMG_9734.JPG

– Так и зарождаются актёрские династии?

– И я, и муж выросли в театральных семьях. Мне было не интересно учиться в школе, я не воспринимала точные дисциплины. Никогда не мечтала быть актрисой, невзирая на то, что моя мама – педагог Саратовского театрального училища. Изначально она работала актрисой разговорного жанра в филармонии, после чего стала преподавателем сценической речи. С детства я посещала студенческие спектакли, наблюдала за экзаменами. Саратов, где выросла, всегда был театральным городом. Мой папа музыкант, и я пошла по его стопам. Окончив среднюю школу, поступила в музыкальное училище на отделение теории музыки. Именно там, погрузившись в творческую студенческую жизнь, поняла, что мне нравится выходить на сцену. Наблюдая за старшими товарищами с актёрского факультета Саратовской консерватории, приняла решение, что продолжу образование не как музыкальный теоретик, а актрисой. Мама поддержала меня в этом решении.

Когда моя дочь сказала о своём решении стать актрисой, восприняла я это неоднозначно. Она с малых лет росла в театре, мы проводили в нём практически всё своё время. Подрастая, Даша полностью остыла к театру и даже не приходила на премьеры. А потом случилось событие, после которого она объявила о своём желании продолжить семейную династию. В Астрахань приехал на гастроли Московский художественный театр. Даша посмотрела их спектакль «Пролётный гусь», поставленный режиссёром Мариной Брусникиной по рассказу Виктора Астафьева. Он произвёл на неё ошеломляющее впечатление и сказала, что хочет попробовать себя на сцене. Пыталась её отговорить от скороспелого решения, не видела в ней должных способностей, но она настояла. Я попросила маму прослушать её. После одобрения бабушки, окончательный выбор был сделан. Даша училась, как и я, в Саратове. Окончив театральный вуз с красным дипломом, получила именную стипендию от нашего земляка, народного артиста России Евгения Миронова. Теперь она актриса Пермского академического театра драмы – известного, успешно развивающегося коллектива. Мы рады, что, несмотря на трудности, у нашей дочери случился такой яркий старт.

IMG_2346.JPG

– Спектакль «Спасти Лёньку!», в котором вы играете, получил награды международного театрального форума «Золотой Витязь», ваш дуэт с заслуженным артистом РФ Павлом Ондриным был признан лучшим. Какие роли текущего репертуара вам особенно близки?

– На вопрос о любимых ролях отвечать сложно. Артист не всегда получает назначение на роль своей мечты, но в процессе репетиций начинается поиск общих точек соприкосновения себя и образа. Люблю свою роль в спектакле «Пять жар-птиц инспектора Раффинга»; как и «Спасти Лёньку!», эта постановка идёт в формате «театр на сцене», что делает их особенными.

5.JPG

На этой неделе состоится показ спектакля «Как боги», которого ждут многие зрители, готовые смотреть его по несколько раз. Важный для меня спектакль «Морфий» режиссёра Алексея Матвеева, поставленный по произведениям Михаила Булгакова. У этого спектакля особенная аура. Нам повезло показать его в 2019 году в Париже в одном из частных театров на Монмартре. Там был оказан невероятный приём русскоязычной публикой и французами, которые смотрели его с субтитрами.

– В современном мире актёрская профессия востребована по-прежнему?

– Если судить по конкурсам в театральные вузы, то да. Произошла смена актёрских приоритетов. Молодёжь стремится сниматься в сериалах, кино и медийных проектах. Когда получала образование, у меня было одно устремление – театр. Поездки на всевозможные кастинги были не так распространены. Многие мои студенты уезжают в Москву, где пытаются ухватиться за любую возможность стать узнаваемыми. По-прежнему считаю, что театр – единственное место, где актёр может реализовать себя в полной мере. Работа в проходном массовом контенте выхолащивает, ведь профессиональные требования там гораздо ниже, чем в театре.

– Каким со сцены вам представляется астраханский зритель?

– Зрительского стандарта быть не может. К нам ходят разные люди. Кто-то приходит, чтобы отвлечься от повседневности, другие – поразмышлять. В репертуаре Астраханского драмтеатра есть спектакли на все вкусы. Не могу назвать Астрахань театральным городом, но здесь сформировавшееся сообщество театралов, куда входят люди искренне любящие и понимающие театральное искусство. Каждый спектакль нашего репертуара находит своего зрителя.

Текст и фото Екатерины Некрасовой