В наших театрах появляются молодые актёры, громко и ярко заявляющие о себе. Один из них – артист Астраханского драматического театра и общедоступного театра «Периферия» Алексей Дуганов. Этим летом он привёз из Екатеринбурга диплом за лучшую мужскую роль, полученный на международном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays». Награду Алексею вручили за спектакль «Периферии» «Мальчик мой» в постановке режиссёра Александра Беляева, созданного по пьесе драматурга Екатерины Гузёмы.
– Вы мечтали стать актёром с детства?
– Не думал об этом в раннем возрасте. Все самые хорошие события моей жизни всегда происходили случайно. Я родился в Енотаевке, где жил до пяти лет. У меня там до сих пор много друзей. Школьные годы провёл в 3-ем Интернационале. Потом поступил в музыкальный колледж на отделение академического пения. По его окончанию в 2018 году продолжил образование в Астраханской консерватории. Но, не поступив на вокальное отделение, узнал, что Игорь Лысов, в ту пору –худрук драмтеатра, набирает актёрский курс.
В течение года я постигал актёрское мастерство у Игоря Владимировича, но потом Лысов уехал из города. Учась на втором курсе, пришёл работать в труппу драмтеатра, потихоньку обрастая ролями. В частности был ввод в спектакль «Пятая печать», а режиссёр Алексей Матвеев пригласил меня принять участие в спектакле «Случаи».
– С чего началось ваше сотрудничество с театром «Периферия»?
– Александр Беляев позвал меня ввестись в спектакль «Королева красоты». Попробовали – получилось. Затем мы стали работать над постановкой о певице Надежде Папаян «И все спетые мною ноты прекрасны», которая шла в Музее культуры Астрахани в рамках грантового проекта «Мы – наследники великого прошлого».
Через какое-то время Александр предложил сделать спектакль «Мальчик мой». Пьеса пришлась мне по душе. Мы собрали эту постановку за три недели. Сыграв несколько спектаклей на сцене Дома актёра, отправились с ним в Екатеринбург на фестиваль «Коляда-Plays».
– Формат моноспектакля сложен для вас?
– Зная текст и режиссёрскую задачу, выхожу на сцену и делаю, то, что нужно. Беляев точно построил конструкцию всего спектакля, в которой очень удобно работать. Там нет мест, где я бы не знал, чем себя занять, все отрывки и переходы выстроены для меня понятно. Из-за того, что это моноспектакль, не испытываю никаких сложностей. Есть только большая ответственность, ведь текст довольно объёмный. Бывали моменты, что я забывал некоторые слова, но из-за выветренности каждой мизансцены, я никогда не терялся, выходя из положения незаметно для зрителя.
– Работая над спектаклем, вы планировали его вести на столь театральный фестиваль?
– Изначально нет. Один из премьерных спектаклей мы сняли на видео и отправили его Николаю Коляде. Драматург Екатерина Гузёма – его ученица. Это был тот показ, на котором я как раз забывал текст. А как пришло известие, что мы едем на фестиваль, стали репетировать с удвоенной силой. Я стал тщательно копаться в материале, пытаясь привнести туда новые краски.
– Как принимала вас екатеринбургская публика?
– Мы приехали в Екатеринбург в шесть утра, а поздно вечером уже показывали наш спектакль. Не могу сказать за всех зрителей Екатеринбурга, но в «Коляда-театре» публика очень открытая и тёплая. Чувствовал большую реакцию на произнесённые мной шутки. Зрительский смех успокаивал, и по ходу действия я понимал, что вхожу в колею. Во время работы не замечаешь, что это другой город и не наша родная астраханская публика. Мне пришлось играть в новых декорациях, но они вписались в спектакль, и я не почувствовал большой разницы. Наш куратор Евгений Чистяков оказывал нам постоянную поддержку во всевозможных вопросах.
– Видели спектакли своих коллег из других городов?
– Нам удалось попасть только на показ спектакля «Тарас Бульба» в постановке Николая Коляды, который произвёл сильное впечатление. В этом стихийном действе актёры существуют настолько открыто, что им сразу начинаешь верить. Несмотря на то, что спектакль достаточно продолжительный, смотрится без ощущения, когда же он закончится.
– Победа была ожидаемой?
– Конечно, нет. Узнал о ней случайно. На следующий день, как отыграли спектакль, мы поехали в Логиново – на дачу Коляды, где он делает читки. Нам удалось посмотреть несколько таких этюдов. Потом подошли к Николаю Владимировичу для того, чтобы сфотографироваться с ним. Он не видел наш спектакль, поэтому спросил, как меня зовут. Я представился. Тогда он положил мне руку на плечо и сказал: «Поздравляю! У тебя лучшая женская роль!». Я подумал, он шутит, и мы стали смеяться. Но тут он объяснил, что оговорился, и поздравил с лучшей мужской ролью. Но мне всё равно не верилось до того, как не пришли на закрытие фестиваля, где стало известно о победе.
– В этом году вы получили диплом об окончании актёрского факультета Астраханской консерватории, при этом ваш список ролей в драмтеатре и «Периферии» довольно внушительный. Как успеваете?
– Нагрузка не даёт возможности выпадать из профессии. Отдых на меня действует не лучшим образом – приходит лень, перестаю читать и изучать связанные с профессией материалы, отвлекаясь на повседневные вещи.
В прошлом году работал в детском лагере в театральной смене. Многие дети не даже не понимали, где они находятся. Возрастная разница между нами была мизерной, поэтому они не воспринимали меня всерьёз. Придя в театр, где начался новый сезон, понял, что придётся заново разгоняться, чтобы определённые вещи получились должным образом. А когда ты в творческом потоке, то всегда в тонусе.
Актёрство – не та профессия, от которой можно устать. Хотя есть спектакли, на которые идёшь с азартом, а есть такие, к которым относишься исключительно, как к работе.
– Как отметил ваш коллега Кирилл Имеров, в Астраханском драмтеатре практически все актёры поют. Ваши вокальные способности режиссёры используют практически в каждом спектакле. Для вас это бонус или дополнительная нагрузка?
– У нас в театре над этим шутят при распределении ролей, что Дуганыч, как меня называют коллеги, опять будет петь. У меня практически нет спектаклей без вокальных отрывков. Даже при вводе на роль, где раньше не пели, мне приходится это делать, как в спектакле «Сон в летнюю ночь» режиссёра Виктора Терели. К этому привык и отношусь нормально.
– Ваша жена –актриса. Получается, что вы продолжатели славной традиции актёрского брака.
– Мы учились с моей супругой Марией Дугановой на одном курсе. До того, как уйти в декрет, она играла в спектакле «Татуированная роза». Сейчас Александр Анатольевич Огарёв пригласил её на роль Нины Заречной в «Чайке», премьера которого состоится в сентябре. Также она играет в спектакле «Кабаре «Велимир».
– В прошлом месяце «Периферия» выпустила премьеру «Жанна Д.Ура!», где вы сыграли представителя, пожалуй, самой сомнительной во все времена профессии – палача. Однако он получился у вас довольно самобытным и даже обаятельным при всей своей нелепости и комичности?
– Да, он человек из народа. Таких персонажей можно встретить часто. Создать образ было не сложно. Люди, подобные моему герою, порой не замечают, как глупо и смешно выглядят. Как только я прочёл роль, в мою актёрскую копилку стали добавляться всё новые и новые штрихи, которые собирал буквально на улицах, наблюдая за определёнными типажами. В этом случае также не обошлось без песен.
– Ваш образ из спектакля «Пять жар-птиц инспектора Раффинга»в постановке Алексея Матвеева совершенно иной – вы играете призрака, которого в самой пьесе изначально не было…
– Алексей Матвеев дал мне эту роль, в которой нет ни единого слова, при этом я постоянно нахожусь на сцене. Я ничего не знал о несуществующем в тексте герое, поэтому в процессе репетиций приходилось его выдумывать. Работа над этим спектаклем была тяжёлой. Никогда не задавал режиссёру столько вопросов, как Алексею Павловичу. В итоге потом и кровью мы добились неплохого результата.
– Разноплановые роли не позволяют застыть в одном амплуа?
– Несомненно. В августе в «Периферии» буду играть сначала пятнадцатилетнего подростка в спектакле «Мальчик мой», а потом палача в нашей премьере «Жанна Д.Ура!». Это разбег не даст застыть в одном амплуа.
– У вас есть роль мечты?
– Задавал себе этот вопрос, но не могу ответить. Исхожу из предлагаемых режиссёрами реалий. Получая текст, неважно какой, должен решить, насколько эта роль нравится мне. Пока везёт: плохих ролей, где нечего играть, мне не дают.
Екатерина Некрасова